Чтой-то мы так поглупели? | Мозгократия

    Чтой-то мы так поглупели?

    Чтой-то мы так поглупели?
    Сергей Ачильдиев
    Январь21/ 2017

     

    Интеллектуальный кризис поразил Россию, причём, похоже, всерьёз. Каков анамнез этого недуга и подлежит ли он лечению?

     

    Учителя старших классов, вузовские преподаватели, руководители исследовательских центров, учёные — все в один голос твердят: нынешняя молодёжь, за редким исключением, не отличается большой тягой к знаниям. Главное — достичь такого уровня, который позволяет строить карьеру, а что сверх того, хотя бы на миллиметр, — это уже излишество.

    — Посмотрите, что делается на рынке женихов, — с грустью сказал мне один знакомый социолог, сам, кстати, потенциальный жених. — Даже в культурных слоях населения невесты считают, что будущий муж должен иметь хорошую должность и полный материальный пакет — солидную зарплату, просторную квартиру, новую иномарку… Интеллект в этом наборе ценностей желателен, но вовсе не является приоритетом.

    Впрочем, проблема знаний — и шире, интеллекта — касается не только личной, но и государственной, даже подчас всепланетной жизни. Несколько лет назад Андрей Овсянников, заместитель директора ВНИИ «Океангеология» и член научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в интервью мне признался:

    — Я не раз был членом государственной экспертной комиссии. Бывал даже председателем экспертной группы. Так вот, могу со всей ответственностью сказать: сегодня и уровень экспертов, и уровень экспертизы соответствуют всем необходимым требованиям. Тут всё, что называется, по гамбургскому счёту. Пока. Потому что почти все эксперты ещё с советским образованием, им уже больше 50. Молодые встречаются редко.

    А вот мнение научного руководителя Агентства социальной информации Петербурга Романа Могилевского:

    — Да, судя по статистике, уровень знаний в обществе действительно резко упал. Но куда опаснее, что наблюдается потеря интереса к знаниям как таковым.

    По общему мнению, причины интеллекутальной деградация нашего общества понятны. Оболванивающее влияние телевидения – это раз. Школьное образование, которое нацелено не на то, чтобы научить думать, а на то, чтобы натаскать к ЕГЭ, этакий клон телеигры «Как стать миллионером?», — два. Дебильные законы потребительского общества — три. Сама организация нашей жизни, где наверху оказывается не тот, кто умнее, а кто сильнее и богаче, — четыре. Ну, и, конечно, власть, которая делает всё, чтобы превратить народ в дураков, потому что баранами легче управлять, — пять.

    Уверен, спросите почти любого встречного-поперечного, и он вам назовёт именно эти факторы. Во всяком случае, те блогеры, которые, как я успел прочитать, пишут на данную тему, уверенно шагали именно по этому списку. Но разве это не ещё одно — уж не знаю, какое по счёту — подтверждение упадка нашей мыслительной способности? Простые головы непременно уверены в правильности только простых решений.

    На самом деле все эти простые доводы очень просто опровергнуть.

    Во-первых, телевидение наше просто прекрасное — познавательное и умное, если, само собой, смотреть каналы «Культура», «ОТР», «Техно-24», «Моя планета», etc.

    Во-вторых, далеко не все учителя занимаются исключительно натаскиванием к ЕГЭ — остались у нас и талантливые педагоги, и прекрасные школы и гимназии, хотя, соглашусь, попасть туда  не так просто. К тому же, как сказал мне когда-то профессор Йельского университета Алан Трахтенберг, умный научится и у дурака, а дураку и Эйнштейн ничем не поможет.

    В-третьих, законы потребительского рынка существуют для человека, а не человек для этих законов, поэтому, если вы в новогоднюю распродажу спускаете все свои деньги до копейки, это ваши проблемы, и потребительский рынок тут не при чём. Кроме того, лучше уж потребительский рынок с его «вредными» законами, чем карточная система и тотальный дефицит, от которых наши предки сходили с ума три четверти века.

    В-четвёртых, да, естественный отбор у нас противоестественный, но, с другой стороны, зачем обязательно строить вертикальную карьеру — от рядового клерка до банкира? В горизонтальной карьере — от школяра до профессионала высшей пробы — радостей не меньше. Ректоры приходят и уходят, и уже через несколько лет многих из них мало кто помнит, а хороший преподаватель-доцент остаётся в памяти сотен студентов навсегда.

    И, наконец, в-пятых, про баранов. Ими в современном мире управлять вовсе не легче. Бараны не знают и не умеют элементарных вещей. Кроме того, в стаде они бывают очень агрессивны, и справиться с этой агрессией или направить её в нужное русло удаётся далеко не всегда. Так что это не власть делает людей баранами, а они сами с готовностью ими становятся.

    …Нет, причина интеллектуального кризиса гораздо глубже, сложней. Хотя бы потому, что кризис этот поразил не только Россию.

    — В Америке и Европе — то же, — подтверждает в интервью журналу «Огонёк» один из самых выдающихся в мире современных математиков Сергей Новиков, уже много лет профессорствующий за океаном. — В США не могут выучить достаточного числа людей, чтобы заполнить graduate — то, чтобы мы у себя в стране привыкли называть аспирантурой. Не хватает американцев с нужным уровнем знаний! Поэтому они просто нанимают лучших студентов со всего мира. Но даже среди этого — высшего! — слоя уровень знаний намного ниже, чем раньше.

    Итак, болезнь, как выясняется, не только российская, а планетарная или, по крайней мере, касающаяся евро-североамериканского цивилизационного ареала. Более того, мировая история знает немало случаев, когда происходили подобные провалы. Однако в чём их причины и есть ли тут закономерности, наука пока не в курсе дела.

    Известно лишь одно: за интеллектуальными кризисами всегда неминуемо следует взлёт. А ещё — что падать легче, чем карабкаться наверх. Поэтому будущий подъём надо заранее и тщательно готовить, пробивая дорожки наверх. Мы были бы рады, если и наш сайт «МОЗГОКРАТИЯ» станет одной из тропинок.

     

     

     

    Поделитесь ссылкой с друзьями:
    Метки:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    четыре + девять =