Как заурядный Соколовский стал героем нашего времени

Как заурядный Соколовский стал героем нашего времени

Приговор видеоблогеру из Шадринска переполошил всех. Знатные видеоблогеры испугались, что их будут сажать за «видосы», Владимир Владимирович Познер заинтересовался, не посадят ли его лично за открыто провозглашаемый атеизм, многих озаботил возможные раскол в обществе. По большому счёту, всё это буря в стакане воды, и случилась она только потому, что следствие и суд в данном случае оказались профессионально непригодны.

Достаточно заглянуть в УК РФ, чтобы понять: три с половиной года, пусть даже условно, скандальный видеоблогер получил не за атеизм или оскорбление чувств верующих (максимум по части 1 статьи 148 — год лишения свободы). Срок дали за якобы шпионскую ручку (статья 138-1 — до четырех лет за решёткой) или разжигание ненависти и вражды (статья 282-1 — максимальное наказание от двух до пяти лет колонии).

Но поскольку следствие свалило все обвинения в кучу, вероятно, для надежности, а судья в приговоре эту кучу оценила и озвучила, у общества, включая мудрейшего и опытнейшего Познера, сложилось впечатление, что Соколовского осудили за открыто провозглашённое безбожие или за ловлю покемонов в храме. Это очень печально.

Справедливости ради отмечу: следователи и судьи сделали не просто много, а чрезмерно много для того, чтобы превратиться в объект бесчисленных недоумений и насмешек.

Тут и «шпионская» ручка — очевидно, детская игрушка, которую можно найти в магазине для детей в любом Торговом центре, хоть в Екатеринбурге, хоть в Петербурге, хоть в Москве. Какому умнику пришло в голову «пришивать» девайс к уголовному делу?

Тут и странные экспертные оценки, озвученные в приговоре. «В видеосюжете “Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов”… присутствует информация, содержащая в себе признаки оскорбления чувств приверженцев христианства и ислама, формируемого (так в оригинале; видимо, оскорбления — М. Б.) через отрицание существования Бога для приверженцев ряда конфессий, как высшей силы. В подтемах “Идеальный православный брак”, “Письма ненависти — верующие” отрицание существования основателей христианства и ислама Иисуса Христа и пророка Мухаммеда…» Цитата, пусть даже вырванная из контекста, со всеми её стилистическими, грамматическими и философскими огрехами говорит сама за себя. И даёт желающим право рассуждать о возрождении инквизиции и прочих клерикальных ужасах. Только потому, что следствие и суд сконцентрировались на мнимом антиклерикализме Соколовского.

Соколовский — довольно противный парень. В своих роликах он «не политкорректно» отзывался не только о верующих, патриархе или текущей политической ситуации. Он, как уверяет его адвокат, вообще о политике не думал. Он хотел привлечь к себе внимание и заработать денег (что, кстати, тоже зафиксировано в приговоре суда, но мимоходом и не так ярко, как «оскорбление чувств через отрицание существования Бога» в том числе).

В своих «письмах ненависти» он весьма нелицеприятно, зачастую нецензурно высказывался о ком угодно: о феминистках, об инвалидах, об умирающих от рака… Лишь бы шокировать и сорвать аплодисменты сетевой аудитории, а потом эти аплодисменты монетизировать. На чём именно получать дивиденды, ему не важно. Главное — эпатаж, шок и реклама.

Типаж Соколовского — вовсе не порождение эры Интернета. Молодых людей, готовых на все ради самоутверждения, всегда было предостаточно. Они блистали красноречием при каждом удобном случае, про таких говорили «ради красного словца не пожалеет и отца» или в свете нынешнего дела — «ничего святого». Просто раньше — хоть в деревне, хоть в городе — они вещали перед дворовыми компаниями, а теперь могут собирать зрителей и слушателей в Сети. Суть не изменилась, пришли новые технологии, аудитория расширилась. Как пишут в приговоре: используя техническое устройство, применяя навыки использования сети интернет, обладая познаниями в компьютерной технике и программном обеспечении и пользовании социальной сетью YouTube, умышленно совершил публичное действие, выражающееся в явном неуважении к обществу…

Так, может, следствию и суду стоило сосредоточиться именно на неуважении к обществу, на hatespeech, о ком бы ни шла речь, будь то верующие, инвалиды или старики, а не вписывать в приговор отрицание Бога или миссии Иисуса и Мухаммеда, как преступное деяние?

Возможно, следователи и судьи не в курсе, что не только атеисты, но и буддисты отрицают наличие «Высшего существа»? Что есть сильно верующие люди, для которых Иисус не сын Бога, а те, кто веруют в Иисуса, не признают Мухаммеда пророком?

Приговор суда с такими откровенно неуклюжими формулировками может иметь далеко идущие последствия. Напрашивается вопрос и о миссионерской деятельности представителей любой конфессии, ведь любой верующий убежден в истинности именно своей веры. Представителей других религий это может оскорбить. Не менее остро встаёт вопрос о пропаганде атеизма или религиоведческих исследованиях. Вдруг кого-то оскорбит сравнительный анализ митраизма и раннего христианства?

Все эти вопросы возникают после оглашения приговора хамоватому и не обремененному знаниями видеоблогеру. А ведь согласно кодексу российских судей, каждый служитель Фемиды должен «способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб.. репутации или авторитету судебной власти».

Возможно, у тех, кто выдвинул обвинения против, а также у следствия и у судьи были самые благие намерения. Но что мы имеем после оглашения приговора?

«Ловец покемонов», пустой, самовлюблённый и нахально-дерзкий паренёк из Шадринска получил рекламу всероссийского масштаба, да ещё речи толкает, словно новый Джордано Бруно. Владимир Владимирович Познер поминает Святую инквизицию. И споры о справедливости приговора раскололи даже верующих.

Таковы объективные итоги Верх-Исетского суда. Как сказано в Евангелии от Матфея, «По плодам их узнаете их»…

Поделиться ссылкой:

Метки:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шестнадцать − 12 =