Шахиды и социальные сети

Шахиды и социальные сети

Сразу две новости от ИГ (организация запрещена в РФ). Ужасная — взрыв в Манчестере. И хорошая — Халиф аль-Багдади запретил своим бойцам пользоваться социальными сетями, чтобы не светили свое местоположение.

Трагедия в Манчестере — 22 человека убиты, 120 ранены, 60 из них серьёзно, — заставила в очередной раз гордиться людьми. В этом городе, так же как в начале апреля в Петербурге, тысячи горожан помогали друг другу искренне и от души. Бесплатные такси, горячий чай от местных жителей, гостиница для перепуганных зрителей, потерявших в «послевзрывной» панике близких и друзей, очереди желающих сдать кровь в больницах, врачам даже пришлось сказать: «Спасибо, достаточно»… Это предмет для гордости и повод не утратить веру в человечество, даже когда так жестоко и беспощадно молодые взрывают юных.

Довольно быстро менее, чем через 12 часов ИГ взяло на себя ответственность за атаку в Манчестере, причём из текста явствует, что террорист, этот «солдат халифата», действовал по собственной инициативе, воодушевлённый пропагандой в Интернете, в том числе и в соцсетях. Примерно в то же время было объявлено имя смертника, взорвавшегося после концерта Арианы Гранде: Салман Абеди, 23-летний этнический ливиец, рождённый в Британии, ранее попадал в поле зрения спецслужб.

И вот тут начинаются вопросы именно к спецслужбам, в данном случае британским, и даже вовсе не потому, что, по словам зрителей, оказавшихся на злосчастном концерте, при входе ни рюкзаки, ни сумки у них не осматривали, а рамок металлодетекторов не было вовсе. Судя по описанию взрыва, Салман Абеди поджидал зрителей на выходе с концерта, а не на входе, так что рамки не при чём. А вот почему у полиции и охранников на Манчестер-арене не было примет человека, попадавшего в поле зрения спецслужб, это большой вопрос. На мой не просвещённый взгляд, портреты и приметы таких подозреваемых радикальных исламистов и их сторонников должны быть изучены и намертво врезаны в память любого, кто имеет отношение к обеспечению безопасности. Особенно на массовых мероприятиях или на транспорте.

Но как раз с фиксацией потенциальных агентов или сторонников ИГ и контролем за ними у спецслужб, в том числе британских, большие проблемы.

Вот две поучительные истории из Великобритании.

Джихади Джон — палач ИГ, которого прославили, в том числе в соцсетях, кровавые ролики с обезглавливанием журналистов и других пленников халифата. Вот его посмертная биография в изложении пропагандистов ИГ. Военный псевдоним Абу Мухариб ал-Мухаджир. Примечательно, что в этом псевдониме не указывается страна, из которой он прибыл, хотя его британский акцент широко использовался, как элемент пропаганды ИГ. Этот «герой» родился на Аравийском полуострове, его мать была родом из Йемена, но вырос в самой неблагоприятной для мусульманина среде, в центре безбожия, именуемом Лондон, в месте, которое он возненавидел, поскольку там полно грехов и соблазнов, ведущих в ад. Тем не менее, именно там он усвоил «правильные исламские взгляды и убеждения, что не может не вызвать восхищения окружающих». Он «встал на верный путь ислама и джихада» в год, когда в Лондоне прогремели взрывы, а джихад в Ираке был в самом разгаре (2005-й). Именно тогда было объявлено об основании ИГИ, собственно предшественницы современного халифата. В то время он задумался о хиджре и джихаде, началось его сотрудничество с другими братьями по джихаду. Его друзьями и соратниками стали Билал ал-Берджави и Мухаммад Сакр. Они вместе пытались пробраться через Танзанию к боевикам аш-Шабаб в Сомали, но были остановлены танзанийскими пограничниками и высланы обратно. На допросах твердили, что ехали на сафари. Два соратника Эмвази всё-таки примкнули к аш-Шабаб, официальному подразделению Аль-Каиды в Восточной Африке. Оба погибли в 2012-м в результате атаки беспилотника США.

Таким образом, пропагандисты ИГ полностью подтверждают подозрения британской МИ5 и танзанийских спецслужб о том, что под видом путешествия на сафари Эмвази со товарищи пытался присоединиться к боевикам аш-Шабаб.

Далее житие палача халифата превращается в подобие шпионского романа. Мухаммад Эмвази и его соратники за свою деятельность попали в поле зрения МИ5, агенты контрразведки начали за ними слежку, проводили обыски, ставили прослушку в их квартиры и машины, арестовывали, вызывали на допросы, включали в списки «невыездных», что в целом совпадает с биографией Эмвази, восстановленной британскими СМИ. Невзирая на преследования со стороны МИ5, этот «герой халифата» никогда не оставлял «свою борьбу» и всегда пытался совершить хиджру во имя Аллаха. При последней попытке покинуть Англию и улететь в родной Кувейт его остановили для допроса в аэропорту и запретили вылет. Во время допроса задержанный прикинулся дурачком, который не понимает, в чём его обвиняют, поскольку это хороший способ обвести спецслужбы вокруг пальца. Стоит отметить, что будущий «герой видеоджихада» не только прикидывался дурачком, но и активно жаловался в британские правозащитные организации на необоснованные гонения.

Далее следует продолжение шпионского романа: «Один из агентов сказал ему: “Никуда ты не поедешь, мы тенью пойдём за тобой”». Но судьба сыграла злую шутку с этим «слугой шайтана», потешаются пропагандисты халифата. Буквально через несколько дней именно судьба позволила Абу Мухарибу уехать в Сирию. Он сумел улизнуть прямо из-под носа МИ5. Идеологи халифата старательно внушают потенциальным сторонникам, что могущество МИ5 сильно переоценивается. В 2012 году Абу Мухариб примкнул к ИГ, а прежде чем стать медийным палачом, зарекомендовал себя в боях, в том числе под Алеппо. Он прекрасно выполнял свои обязанности до 12 ноября 2015 года, пока не был убит в ходе ракетного удара с беспилотника в Ракке.

Но на смену ликвидированному палачу ИГ немедленно пришёл новый человек в маске и с мечом. Его называют Джихади Сид, он тоже говорит с британским акцентом. Подлинное имя человека в маске, который на видеороликах обезглавливает очередных заложников и по-английски выкрикивает угрозы в адрес «крестоносных государств», пропагандисты ИГ не называют. Очень вероятно, что это гражданин Британии индийского происхождения Сидхарта Дар, принявший ислам индуист по рождению. Примечательный персонаж, восхвалявший провозглашение халифата в телеэфире и публично грезивший об установлении законов шариата в Британии. Умудрился вместе с семейством сбежать в Сирию через Париж, будучи выпущен под залог, после ареста по подозрению в экстремистской деятельности и поддержке терроризма. Британская пресса широко цитировала его хвастливые заявления в «Твиттере» о «дрянных спецслужбах Британии, которые позволили ему через Европу улизнуть в халифат».

…Эти две истории, так же как ещё не полностью известная нам история шахида в Манчестере, заставляют вспомнить «Момент истины» Владимира Богомолова и капитана Алёхина, который во время «засады с живцом и подстраховкой» прокачивает десятки портретов немецких агентов и вычисляет одного из них. Тогда не было всяких компьютерных «прибамбасов» с опознанием лиц и прочих хитростей, а справлялись. Современные спецслужбы, что вполне очевидно, не справляются.

На этом фоне указ ИГ, запрещающий своим бойцам использовать социальные сети, кажется хорошей новостью.

Сторонники ИГ праздновали теракт в Манчестере как и другие атаки в «Твиттере» и «Фейсбуке». Там же хвастались своими подвигами Джихади Джон и Джихади Сид. Вся пропаганда ИГ, а также вербовка новых бойцов и смертников построена именно на том, что Интернет вообще и социальные сети в частности превратили мир в глобальную деревню. Солдаты ИГ, живые и мёртвые, прошлые и будущие, а также их сторонники рассчитывают именно на славу и шумиху в Сети. Если им запретят постить «фоточки», им станет скучно и их станет меньше.

А там, глядишь, и спецслужбы освоят компьютеры, научатся запоминать и контролировать потенциальных шахидов. В соцсетях и в жизни.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

один × два =