Йемен: кровь неприметной войны

Бригадный генерал Яхья Салех переживает эту войну со своим народом при полном молчании международного сообщества. О причинах кризиса и возможности его разрешения он рассказал в эксклюзивном интервью «Мозгократии».

Справка «М.»: Яхья Салех, бригадный генерал, председатель йеменской общественной организации «Альянс прогресса и развития». В 2001-2012 годах начальник штаба Сил внутренней безопасности Йемена.

 

— Генерал Салех, с чем, по вашему мнению, связано военное вмешательство Саудовской Аравии в гражданскую войну в Йемене?

—​ С тех пор как Саудовская Аравия была создана как государство, она вмешивались в дела Йемена. Их цель полностью подчинить своей воле политический процесс в Йемене. Много лет попытки поставить под контроль политику нашего государства осуществлялись посредством продвижения влияния Саудидов в племенах Йемена. Когда попытки опосредованного, через племена, вмешательства во внутрийеменские дела провалились, было принято решение о прямом военном вторжении.

—​ Но разве события арабской весны, в том числе уход президента Салеха в результате массовых народных выступлений, избрание президента Хади, который «забыл» провести выборы, не стали одной из причин вмешательства Эр-Рияда?

— Прямое вмешательство Саудовской Аравии началось сразу после того, как хуситы взяли Аден. После бегства ряда видных политиков, в том числе президента Хади и некоторых военных, связанных с братьями-мусульманами в Эр-Рияд. Официальным предлогом стало голословное заявление о том, что хуситы поддерживают контакты с Тегераном и получают военную помощь от Ирана. Это был повод.

 

Справка «М.»: Вооружённый конфликт в Йемене, или Революция 21 сентября — гражданская война в Йемене между хуситами (шиитскими повстанцами) и правительственными войсками. Новая фаза противостояния началась в 2014 году. 2 февраля — 9 июля 2014-го шло сражение за Амран, завершившееся победой хуситов. В ходе пятидневных боев 16 -21 сентября 2014 года повстанцы-хуситы заняли Сану. 15 февраля 2015года хуситы начали штурм Адена. На следующий день началось вторжение в Йемен коалиционных сил арабских государств под руководством Саудовской Аравии. Саудовская коалиция сосредоточила в южных йеменских провинциях мощный механизированный кулак и стала с боями продвигаться на север. Основу просаудовских войск составляют подразделения армии Объединённых Арабских Эмиратов и пехота «Народных комитетов» из числа сторонников беглого экс-президента Хади. 11 августа 2015-го войска Саудовской Аравии, ОАЭ и силы лояльные экс-президенту Хади восстановили контроль над Аденом. Саудовская интервенция сопровождалась массированными бомбардировками мирного населения и была осуждена международным сообществом.

 

— А никаких контактов у хуситов с Ираном не было?

— Конечно, кое-какие контакты поддерживались, но далеко не на таком уровне, который муссировался в СМИ Саудовской Аравии и Запада. В любом случае, тот факт, что какая-то организация или партия поддерживает контакты с Ираном, никак не может быть оправданием прямого военного вторжения саудовской армии в Йемен. Авиаудары по городам, в том числе по Сане, обстрелы, жертвы среди мирного населения ведутся только потому, что кто-то имеет какие-то контакты с Ираном? Звучит смехотворно. В политической жизни Йемена присутствовали разные политические силы. Были баасисты, которые контактировали с Сирией или Ираком, были насериты, которые поддерживали контакты с Ливией. И что? Из-за этого надо было разрушать Йемен? Очевидно, что для Саудовской Аравии обвинения в адрес хуситов относительно контактов с Ираном просто- напросто придирка, которая дала повод, чтобы начать военное вмешательство и распространить своё политическое влияние в Йемене.

— Но согласитесь, генерал Салех, дестабилизировать страну, где народ доволен властью, невозможно.

— Про какую власть вы говорите?

— И про власть президента Хади, и про власть президента Салеха, который был вынужден покинуть пост в результате «арабской весны».

— Президент Салех, ушедший после выступлений арабской весны, сделал это ради сохранения государства, ради предотвращения гражданской войны в родной стране. К сожалению, человек, пришедший ему на смену, не сумел уберечь страну от гражданской войны и даже не смог сохранить власть за собой. Он вёл Йемен от одной неудачи к другой и кончил свой путь в Эр-Рияде.

— Всё же не кончил, президент Хади ещё жив, но действительно находится в Эр-Рияде. Я понимаю, что политики не любят сослагательное наклонение, но если бы президент Хади провёл выборы, которые он должен был провести в течение двух лет в качестве президента переходного периода, как развивались бы события?

— Действительно, президент Хади был избран на безальтернативной основе на два года как компромиссная фигура. Его задачей было созвать учредительное собрание, провести референдум по Конституции, организовать президентские выборы и передать власть тем, за кого проголосует народ. Он же решил, вопреки законам и здравому смыслу, сохранить власть в своих руках и провёл референдум о продлении срока своих полномочий. Абсолютно противозаконно.

— А если бы он действовал по закону, организовал бы референдум и президентские выборы, возможна была бы гражданская война и военное вмешательство Саудовской Аравии или события развивались бы иначе?

— Если бы президент Хади выполнил поставленные перед ним задачи и провёл бы выборы, то не было бы повода для вмешательства саудидов. Как минимум не было бы формального повода.

— А для мятежа хуситов?

— Хочу повторить, что президент Хади был избран как компромиссная фигура, которая устраивала все стороны, хуситов в том числе. Он понял, что, если будет принята новая Конституция и начнётся предвыборная кампания, на политической арене Йемена появится масса политических движений и партий, которые будут бороться за президентский пост. В этих условиях он заручился поддержкой США в надежде на то, что ему помогут остаться у власти.

Президент Хади попытался перехитрить всех, устроить заговор против всех. И против Национального конгресса, своей собственной партии, и против братьев-мусульман. Попытавшись обмануть всех, он остался в одиночестве. Если мы вернемся к рассуждениям о «если»… Да, он понимал, что если будут назначены выборы, у него не будет шансов не то что победить, а даже стать кандидатом в президенты, попросту поучаствовать в выборах. Поэтому он выборы отложил и получил то, что получил. В том числе выступление хуситов.

А Йемен получил гражданскую войну и военное вторжение коалиции стран под эгидой Саудовской Аравии, многочисленные жертвы. Причём сегодня мы к жертвам бомбёжек и обстрелов должны прибавить умерших от эпидемий, которые распространились в стране как результат разрушения больниц, поликлиник, водонапорных станций и других объектов инфраструктуры. Сейчас эпидемия холеры распространяется в геометрической прогрессии.

 

Справка «М.»: С момента начала конфликта и до 31 мая 2017 года в Йемене погибли 8 тысяч 167 мирных жителей, более 46 тысяч получили ранения. Более 330 тысяч человек заражены холерой (источник: доклад ВОЗ, составленный по данным из учреждений здравоохранения Йемена)

 

— Каким вы видите выход из войны? Сейчас ситуация выглядит патовой. В Сане находится никем не признанное правительство, созданное в результате договорённости клана бывшего президента Салеха с хуситами. В Эр-Рияде — президент Хади, оставшийся в одиночестве. Есть саудовское военное вторжение. Есть США и усреднённый Запад, который относится к происходящему достаточно равнодушно. Если мы посмотрим новости, то увидим, что конфликту в Йемене уделяется гораздо меньше внимания, чем войне в Сирии. Выход есть?

— Мы в Йемене сейчас уверены, что так называемое мировое сообщество в настоящий момент передало все вопросы, затрагивающие нашу страну, на усмотрение Саудовской Аравии. Как Саудовское правительство решит, так и будет. По крайней мере, внутри Йемена именно такой видится позиция международного сообщества.

Все специальные представители Генерального Секретаря ООН по Йемену никогда не обращались напрямую к йеменскому народу или политическим партиям и движениям Йемена с вопросом: каким вы видите выход из кризиса? Зато они постоянно проводят консультации по этому вопросу в Эр-Рияде, с правительством Саудовской Аравии. Йемен сейчас является объектом агрессии, переживает военное вторжение.

И в это время мировое сообщество в лице ООН требует от йеменцев сдачи оружия третьей стороне. Как такое может быть? Получается, они не хотят, чтобы мы могли защищаться. У нас блокада, экономическая, финансовая, прекращено транспортное сообщение и воздушное, и морское, а от нас ещё требуют сдачи оружия! Когда мы спрашиваем, как же так, ведь мы обороняемся этим оружием, нам отвечают, по Йемену есть резолюция ООН, и вы не имеете права на закупки вооружений и должны разоружиться. Когда мы возражаем, что страна агрессор — Саудовская Аравия — покупает оружие на сотни миллиардов и использует его против нас, нас убивают, — нам отвечают: а по Саудовской Аравии резолюции нет, и эмбарго тоже нет.

— Получается, что это тупик?

— Получается так. Вот, например, когда мы обращаемся за помощью к России, в Москве нам говорят: извините, мы сейчас заняты в Сирии, так что нет времени и возможности вам помочь. Так что пока мы молим Аллаха, чтобы быстрее закончилась война в Сирии, чтобы Россия обратила внимание на Йемен.

— Что-то изменится в йеменском сценарии, если подтвердятся слухи, что король Салман отрёкся от престола в пользу сына?

— Мы не думаем, что будут какие-то изменения в лучшую сторону, потому что именно сын короля Салмана принц Мухаммад ибн Салман и инициировал войну в Йемене. Это была его идея, он разработал план вторжения, который осуществлялся для того, чтобы наследник мог заработать авторитет и увеличить собственный политический вес. Таким образом, йеменцам не стоит ждать ничего хорошего, если эти слухи подтвердятся. Для решения конфликта избран тупиковый путь. И мы отдаём себе в этом отчёт.

— Но раз Саудовская Аравия, со всем своим суперсовременным оружием, увязла в Йемене, не сумела добиться победы — разве это не минус для биографии будущего короля?

— Нам кажется, что по итогам двух лет агрессии, мировое сообщество должно прийти к выводу, что сейчас для разрешения ситуации в Йемене выбран тупиковый путь, который уже привёл к многочисленным жертвам и гуманитарной катастрофе. Массированные удары коалиции, сколоченной Саудовской Аравией, ничего не дали. Соответственно, должны быть переосмыслены как подходы к разрешению йеменского кризиса, так и роль Саудовской Аравии в этой войне, а также Мухаммада ибн Салмана, будь он наследный принц или король, ведь именно он был инициатором вторжения в Йемен.

— Генерал Салех, можете не отвечать, но я должна спросить, кем вы приходитесь бывшему президенту Салеху — племянником?

— С гордостью подтверждаю: я его племянник, он брат моего отца.

 

Справка: Али Абдалла Салех, р. 21 марта 1942 года, йеменский государственный и военный деятель, президент Северного Йемена (1978–1990), после объединения ЙАР и НДРЙ — председатель Президентского Совета единого Йемена (1990–1994) и президент страны (1994–2012). В 2011 году в Йемене начались массовые демонстрации протеста и вооруженные столкновения, 3 июня в результате обстрела мечети на территории президентской резиденции были ранены сам президент Салех, а также сопровождавшие его премьер-министр и спикер парламента, погибли семеро охранников. 23 ноября в Эр-Рияде, в присутствии короля Саудовской Аравии Али Абдалла, Салех подписал разработанный Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) договор о передаче власти в стране. 21 февраля 2012 года единственный кандидат Абд Раббу Мансур Хади был избран президентом Йемена на двухлетний срок, который должен был завершиться административной реформой и очередными президентскими выборами в 2014 году.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 − десять =