Мосул, Ракка… Конец «халифата»?

Территория Исламского государства (запрещён в РФ) съёживается, как шагреневая кожа. Пал Мосул, Ракка в осаде… Что это, победа над исламистским терроризмом или его переформатирование?

Главная цель халифата (оно же запрещённое в нашей стране Исламское государство): «Сохраниться и расшириться». Этот девиз с большой помпой и под видеозапись был провозглашен Абу Бакром аль-Багдади одновременно с объявлением об основании халифата в первый день рамадана, в июле 2014 года с минбара мосульской мечети.

Место провозглашения халифата было выбрано неслучайно, а с большим идеологическим подтекстом. Большая мечеть Нур ад-Дина Зенги в Мосуле в исторической и мифологической памяти мусульман тесно связана с сопротивлением крестоносцам. Нур ад-Дин превратил мусульманский Ближний Восток в силу, способную одолеть европейцев, отвоевавших часть мусульманских земель в ходе крестовых походов. Его политический наследник Салах ад-Дин (Саладин европейских баллад и хроник) сумел сорвать плоды победы и отвоевал Иерусалим.

С символического минбара Абу Бакр ал-Багдади или «халиф» Ибрагим торжественно призвал всех мусульман мира сплотиться вокруг халифата и следовать за ним.

В разнообразных пропагандистских материалах ИГ сформулированы три программы построения халифата. Программа максимум предполагает построение всемирного халифата. Среднесрочная программа состоит в восстановлении халифата, включающего все страны, где когда-либо правили мусульмане, в том числе в Дагестане, Чечне, на Сицилии или в Испании. Программа минимум означает включение в халифат всех стран, где в настоящее время правят не истинные мусульмане: шииты или правители, именующие себя суннитами, но погрязшие в светскости, демократии, партийности, а значит, исповедующие ложный ислам.

Провозглашение халифата означало своеобразный переворот в мире радикальных исламистов. Бен Ладен и прочие исламисты только мечтали о построении халифата, идеального государства для мусульман, живущего по заветам Пророка.

ИГ объявило мечту явью. Идеологи ИГ, возродившие халифат, о котором грезили их предшественники, доктринально обыграли своих конкурентов и объявили себя единственным легитимным исламским государством в мире, которое имеет территорию, валюту, чиновничий аппарат и прочие атрибуты государственности. Согласно логике его создателей, все истинные мусульмане должны отныне присягать на верность исключительно халифату и отречься от всех других стран, союзов и организаций, даже если те выступают под лозунгами ислама и джихада.

В период своего наибольшего могущества, когда ИГ контролировало значительные территории Ирака и Сирии, завладело значительными финансовыми ресурсами, была развернута массированная медиакампания, призванная рекрутировать как можно большее число сторонников по всему миру. Молодых мусульман призывали совершить хиджру-переселение в халифат и примкнуть к благородному джихаду в канун Судного дня и решительной битвы между мусульманами и неверными, которая согласно хадисам начнётся в районе городка Дабик, находившегося в тот момент на территории халифата в Сирии. Название «Дабик» идеологи халифата дали своему глянцевому журналу, который был доступен через Интернет на всех континентах и даже одно время продавался на Амазон.

Вокруг Судного дня и Дабика вертелся основной пропагандистский постулат ИГ, поэтому переселение в сердце халифата считалось лучшим выбором для истинного мусульманина. Другие опции, такие как переезд в иные вилайеты ИГ в Африке или Азии или атака на врагов ислама по месту жительства нового рекрута, пропагандисты ИГ называли допустимыми, только если нет возможности добраться до Сирии или Ирака.

Сегодня ИГ терпит поражение за поражением. Территории халифата и в Ираке, и в Сирии сжимаются подобно шагреневой коже. Пал Мосул, в осаде Ракка. Мосульская мечеть-символ не то разрушена авиаударами коалиции, не то взорвана бойцами ИГ, которые решили лишить врагов удовольствия водрузить ненавистный трёхцветный флаг Ирака на знаменитый минарет, где реяло чёрное знамя, и рядом с которым произнес свою первую проповедь ал-Багдади в качестве халифа.

Казалось бы, вместе со своими территориями ИГ теряет главные пропагандистские козыри. Рушится фундамент идеологии исламистов, умирает халифат, который они превратили в священную корову для вербовки сторонников по всему миру. Вроде бы прав премьер-министр Ирака Хайдер ал-Абеди, который поздравил свой народ и весь мир с разгромом ИГ? Правы Эммануэль Макрон и Дональд Трамп, поздравившие друг друга и всех нас с успехом через Твиттер?

К сожалению, ликование и поздравления выглядят преждевременными. До победы ещё очень далеко. Идеи и идеологии трудно победить исключительно пушками. А идеи, проповедуемые сторонниками халифата к тому же чрезвычайно пластичны. Пластична и изменчива их пропаганда.

Мало кто заметил, что в октябре 2016 года городок Дабик был отбит у ИГ отрядами Свободной сирийской армии. Вроде бы, халифат лишился центральной опоры своей религиозно-политической — более того, эсхатологической — конструкции, базировавшейся на близости Судного дня и решительной битвы, которая начнётся в Дабике. Идеологам ИГ и самому халифу впору было готовиться отвечать на неприятные вопросы сторонников. Где Дабик? Откладывается ли решительное сражение против врагов ислама? Потухло ли то пламя, которое, согласно слогану исламистского глянца, должно было «разгореться от искры в Дабике»?

Но никаких недоумённых или жёстких вопросов не последовало. Журнал был переформатирован и переименован за месяц до отступления из Дабика. Теперь он называется Румийя, с намеком на то, что халифат отныне повсюду сражается с Римской империей, как во времена Пророка. В пропаганде ИГ стало меньше призывов переселяться в Сирию или Ирак, зато появилась красочная инфографика с рассказами о том, как сделать бомбу, как правильно подбирать нож или автомобиль для атаки на «крестоносцев» в их собственных странах. Пропаганда сделала свое дело. Такого рода одиночных атак в Европе за последние месяцы стало существенно больше.

Пропагандисты ИГ предвидели или, по крайней мере, не исключали серию катастроф в Ираке и Сирии и своевременно сменили объект и субъект пропаганды. Они даже развили теорию и практику строительства халифата.

Ещё год назад в еженедельном аналитическом бюллетене ИГ «Ан-Наби» появилась редакционная статья с говорящим заголовком: «Заблуждения крестоносцев в Век халифата».

Безымянный идеолог ИГ уже год назад попытался ответить на вопросы сторонников и сочувствующих, которые могут прозвучать сейчас с утратой Мосула и Ракки: «ИГ могло бы вскоре переродиться в халифат на бумаге, лишённый своей земли и своих лидеров. Однако это не является проблемой, потому что по своей природе циклическая судьба ИГ приведёт его к возрождению и перевоплощению. Победа Соединенных Штатов снова будет иллюзорной. Если они хотят одержать победу, им придётся уничтожить целое поколение сторонников халифата во всём мире. А этого не произойдёт».

Иными словами, согласно нынешней концепции ИГ, утрата территорий, контроль над которыми ещё в 2014 году считался необходимым условием для провозглашения халифата, вовсе не помешает продолжать борьбу именно от имени халифата. Этому не помешает даже смерть халифа аль-Багдади, которую недавно подтвердили сами боевики.

История халифата циклична, за поражением последуют победы. Главное идти в бой. Так переформулирован месседж для потенциальных солдат ИГ.

«Если они (американцы и их союзники) хотят добиться победы… им придётся уничтожить целое поколение мусульман, свидетелей основания ИГ и возвращения халифата. Проигранный город, территория, уничтожение всех лидеров и самой группировки не уничтожит на корню его идею, которая останется прежней, даже если ИГ потеряет все свои территории и вернётся в зачаточное состояние своего цикла, когда ИГ находилось в пустыне и не имело никаких городов». Лидеры ИГ уже год готовят идеологическую и пропагандистскую базу для объяснения своих поражений. Вырабатывают концепции для удержания сторонников и рекрутирования новых солдат.

Более того, сейчас они готовят тотальное столкновение между Западом и исламом. Именно так можно истолковать тезис о том, что Западу для победы необходимо «уничтожить целое поколение молодых мусульман».

По замыслу стратегов халифата, всё более частые атаки террористических групп и одиночек от имени ИГ в разных странах мира должны вызвать ответную реакцию не только властей, но и радикально настроенных европейцев. Мы уже видели ответные атаки «народных мстителей» на мечети в Британии и Франции.

По плану халифата, репрессии со стороны властей и антиисламские инциденты от оскорблений до симметричных терактов заставят нейтрально настроенных мусульман перейти на сторону ИГ и вступить на путь джихада.

Они намеренно разжигают религиозную войну на Западе, прежде всего в Европе. Причём по тому же сценарию, по которому отец-основатель ИГ Абу Мусаб аз-Заркави развязал суннито-шиитскую войну в Ираке…

Конечно, окончание девятимесячного штурма Мосула, многомиллионного города, который три года был ввергнут в пучину Средневековья, — большая победа.

Чем быстрее наладится мирная жизнь в многострадальном Мосуле, да и в остальном Ираке, чем раньше найдётся универсальное решение многолетнего конфликта в Сирии, — тем лучше. Чем быстрее зарастут раны нанесённые войной, тем меньше будет социальная база для вербовки потенциальных солдат халифата.

Но падение Мосула и осада Ракки — это, к сожалению, вовсе не победа над исламистами или международным терроризмом, в том числе над ИГ.

До той поры, пока социальная, экономическая или политическая стратегия и тактика мирового сообщества в целом или отдельных стран будет учитывать религию как фактор, определяющий, доминирующий и допускающий принуждение в вере или наказание за веру, — ростки религиозного терроризма будут прорастать там, где истончилась социальная почва или ослабло государство.

Религия должна быть вне политики. Ведь не можем же мы в XXI веке руководствоваться старинным принципом cujus regio, ejus religio (чья власть, того и вера), с обязательной сменой вероисповедания по воле властей.

Вера тут не при чём. Люди, написавшие текст Вестфальского мира, были верующими. Просто после тридцати лет кровопролитнейшей войны они осознали: выбор невелик — либо веротерпимость, либо война всех со всеми.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 × 3 =