О кругосветке Ивана Крузенштерна — из первоисточников

В этот день, 214 лет назад, началось первое в истории русского флота кругосветное плавание. Президентская библиотека представляет электронные копии документов, связанных с беспримерным путешествием.

Тем утром из Кронштадта вышли два парусных шлюпа — «Надежда» и «Нева». Первым командовал Иван Крузенштерн, вторым — Юрий Лисянский, но общее руководство экспедицией было возложено на Крузенштерна.

В своём знаменитом «Путешествии вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. на кораблях „Надежда“ и „Нева“. Ч. 1», изданном в 1809–1812 годах, Иван Фёдорович подробно воспроизвёл цепь событий, а также проанализировал ход и результаты экспедиции.

Выпускник Морского кадетского корпуса 1788 года, успевший поучаствовать в нескольких сражениях на Балтике, Иван Крузенштерн долго вынашивал план первого русского кругосветного плавания. Он был одним из тех, кто считал, что Россия, не пытаясь соперничать на морях и океанах с иностранным торговым флотом, упускает громадную выгоду.

Будучи настоящим патриотом России, Иван Фёдорович считал долгом последующих поколений продолжать развитие флота и мореплавания, начатое Петром I. «Бессмертной памяти Пётр Великий, коего мудрые деяния и острый всеобъемлющий ум преобразили Россию… сделал начало, — сказано в альбоме «Вокруг света с Крузенштерном», электронная копия которого доступна  на портале  Президентской библиотеки. — Преемники Его более или менее тому споспешествовали… Таковое начатое Петром Великим преобразование своего народа предоставлено, по-видимому, настоящему правлению». И Крузенштерн садится за письмо одному из столпов тогдашнего «правления». Он отправляет президенту Коммерц-коллегии генералу Петру Соймонову на согласование завершённый им в 1799 году обширный проект кругосветного путешествия.

«Не имея чести быть знакомым с Вашим Сиятельством, я, может быть, пренебрегаю этикетом, но я верю, что могу опустить эти тривиальные формулы с человеком, который выше предрассудков», – цитируется обращение Ивана Фёдоровича в альбоме иллюстраций с выборкой цитат и комментариями Алексея Крузенштерна и Ольги Фёдоровой «Вокруг света с Крузенштерном». По существу поставленной проблемы Крузенштерн убеждал сановника: «Обожая торговлю, сей обширный источник богатства и блага народов, изливающий купно просвещение и человеколюбие, невозможно было не сравнивать состояние торговли моего Отечества с торговлею других наций и не желать, дабы Россия, сделавшая столь чрезвычайные успехи, простёрла силы свои к исправлению и совершенствованию сего предмета».

7 августа 1803 года в 10 часов утра «Надежда» и «Нева», гружённые всем необходимым для жителей поселений в Русской Америке, снялись с якоря и взяли курс на Копенгаген — первый пункт остановки в своём более чем трёхгодичном путешествии.

«Начальство над экспедицией поручено было флота капитан-лейтенанту Крузенштерну, — пишет капитан „Невы“ Ю.Ф. Лисянский в своём „Путешествии вокруг света“ 1812 года выпуска. — Долговременное моё с сим отличных дарований человеком знакомство, прежнее путешествие наше в Америку и в Восточную Индию, а наипаче желание быть полезным Отечеству при столь важном случае были причиною, что я, не взирая на старшинство своей службы, с великою охотою согласился совершить сие отдалённое путешествие под его начальством…».

Далее будут Англия, Канарские острова, Бразилия. У мыса Горн экспедиция разделится из-за шторма, чтобы встретиться затем на Маркизских островах, а оттуда, дойдя до Гавайев, вновь разойтись. На этот раз надолго — «Надежда» уйдёт на Камчатку, «Нева» отправится к берегам Русской Америки.

На борту «Надежды» находилось 84 человека: офицеры, команда и пассажиры, среди которых были учёные различных областей знаний. «В суровых условиях постоянного противостояния волнам и штормам нужно было не просто выжить, но ещё и работать, — читаем в вышеупомянутом альбоме «Вокруг света с Крузенштерном». — Офицеры стояли на вахте при любой погоде, делали тригонометрическую съёмку. Лейтенанты вели путевые журналы, учились сами и обучали молодёжь — Беллинсгаузена, братьев Коцебу… Натуралисты делали чучела рыб, птиц, засушивали морских животных, составляли гербарии, описывали научные наблюдения. Крузенштерн отвечал за весь корабль и экипаж, руководил навигационными и астрономическими наблюдениями, вёл большую научную работу».

Альбом, изданный в рамках проекта «Путь предков», — это уникальный труд, состоящий из более чем 700 рисунков и гравюр, созданных участниками кругосветного плавания 1803–1806 годов. Здесь же множество не публиковавшихся ранее рисунков, хранящихся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тарту (Эстония). Выстроенные в хронологической последовательности иллюстрации отражают маршрут экспедиции.

Успешное завершение её и представленные научные результаты кругосветного плавания были высоко оценены не только в России, но и за её пределами.

С захватывающими эксклюзивными материалами по истории первой русской кругосветки можно познакомиться на портале Президентской библиотеки: это  «Инструкция Главного правления Российско-Американской компании начальнику первой русской кругосветной экспедиции капитан-лейтенанту И. Ф. Крузенштерну» 1803 года; сборник «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до „Седова“» 2014 года; очерк«Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света» 1873 года и многие другие, вошедшие в фонд Президентской библиотеки, который сегодня насчитывает уже более 550 тысяч единиц хранения.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × пять =