Любовь и «Спящие» | Мозгократия

    Любовь и «Спящие»

    Марианна Баконина
    Октябрь13/ 2017

    Завороженно смотрела сериал «Спящие». Если верить френдленте в FB и эху во всевозможных СМИ, «Спящие» заворожили не только меня. Большинство смущает «голимая» пропаганда, меня — странности любви.

    Масштабная общественная дискуссия вокруг «Спящих» началась сразу после показа первых серий, что, в сущности, не удивительно. Коварные агенты ЦРУ, доблестные сотрудники ФСБ, «спящие» агенты врага, завербованные во время учёбы в МГИМО, которых «будят» с помощью текста «Пора просыпаться», эсэмэской или рекламным буклетом под дворник. Невероятное количество убийств на квадратный сантиметр пленки и отвратительная «пятая колонна» сытых-пресыщенных-чванных из числа журналистов, нефтяников, галеристов и вице-премьеров.

    Как писал ещё Пушкин, правда, в частном письме: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий…» Это он про «Горе от ума». Вполне подходит к драматическим писателям породившими «Спящих». Не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий…

    Создатели «Спящих» замахнулись на политический триллер, в котором геополитика густо замешана на крови, смерти, коварстве и власти. А спасают мир подвиг и чудо.

    Поэтому не стоит придираться к мелочам. Зачем коварный Вашингтон устраивает смертоносную атаку на российское посольство в Триполи, чтобы завладеть ценными документами, если у них в Минтопэнерго сидит высокопоставленный агент, который легко может их скопировать? Ради чего тёмные силы, прислужники ЦРУ, инсценируют убийство адвоката-правозащитника, а на деле похищают и пытают его? Куда делись злобные похитители после того, как похищенному удалось бежать? Цель высокопоставленного сотрудника ЦРУ — оранжевая революция в Москве или смена руководства в китайском Газпроме? Таких вопросов можно задать миллион с хвостиком.

    Я даже не буду спрашивать, почему мусульманские фанатики, штурмовавшие наше родное посольство, похожи на кого угодно, только не на ливийцев.

    Если судить по тем же законам пресловутые Homeland и House of Cards, там тоже множество фантастических нестыковок и натяжек. А уж классические серии про классического Джеймса Бонда! Там такие злобные китайцы, арабы, русские и маньяки-изобретатели, мечтающие покорить мир, в прошлом отчимы самого Бонда…

    На этом фоне «Спящие» с роскошными интерьерами жилищ скромных тружеников «пятой колонны» просто неореализм.

    Хотя конечно, так злоупотреблять SLOW-MO — это явное нарушение канонов жанра. Если экшн, будь добр снимай action. И режиссёра за эти злоупотребления следует исключить из числа живых режиссёров.

    Но я про другое. Я про любовь. Любовь для жанра — святое. Даже случайные связи пресловутого Бонда жёстко замотивированы и объяснены. Благородны и красивы.

    «Спящие» — совсем другой случай.

    Любовных историй в сериале ровно три.

    Любовь главного положительного героя из числа сотрудников ФСБ к своей бывшей подруге, которая теперь жена успешного журналиста и мать проблемного сына. Любовь успешного журналиста не то к жене, не то к любовнице, но скорее к жене. Любовь барышни-киллера к подрывнику-профессионалу, вспыхнувшая в процессе совместной подготовки крупного теракта на митинге в Москве по заказу врагов России.

    Любовь №1 проста и понятна. Юношеский роман. Командировка героя в жаркие воюющие страны, куда подруга за ним не последовала, сделала аборт и вышла за другого. Но он возвращается, встречается со своей бывшей в её же доме по приглашению её же мужа-журналиста, с которым у него идеологические разногласия. Потом ещё встреча, и ещё. Он всё смотрит на бывшую несытым взглядом. А она отвечает загадочной улыбкой, что вполне понятно, ведь муж ходит налево, и секса у неё не было уже два-три года.

    И вот кульминация. Уже было несколько встреч. Она уже помогла любимому из юности посмотреть нужное провокационное кино и познакомиться с пятой колонной из тусовки. И он после тусовки приводит её к себе домой, наливает на донышко виски и… Нет, не правильно. Никакой страсти, пыла и смятых простыней. Герой-любовник начинает рассуждать про Родину, патриотизм, предательство и конформизм. Долго, со вкусом, с пафосом.

    Что бы сказал Станиславский? Не верю! Не верю даже в секс, который всё же случился после столь пылкой и неуместной риторики. Не верю я после такого поворота даже в героическое прошлое и патриотизм героя из ФСБ.

    Любовная история №2 более причудлива. Муж, изменщик героини из истории №1 и по совместительству прогрессивный журналист и главный связник ЦРУ в Москве, вообще непонятно кого любит. Поначалу кажется, что телеведущую, а с женой ради сына. Но бежать из этой ужасной страны, поскольку ему предложили место большого босса в «Нью-Йорк Таймс», предлагает жене. И со своим куратором из ЦРУ обсуждает эвакуацию с женой. Непонятно, зачем он при этом регулярно, не первый год посещает лофт телеведущей и портит этим «погоду в доме». Разве что в рамках заговора по разжиганию оранжевой революции в Москве. Спровоцировав любовницу на демарш в прямом эфире и поход на митинг, моментально о ней забывает и даже не отвечает на телефонные звонки, поскольку вернулся в семью. Кажется, он даже не узнал, что подругу в итоге пристрелил нанятый им подрывник.

    Осознав, что жена окончательно и бесповоротно уходит от него к сопернику из проклятого ФСБ, он устраивает провокацию с её мобильным телефоном и бомбой, которая взрывается вместе с делегацией китайских газпромовцев. Подставляет любимую под тюрьму и обвинение в терроризме. Такой вот Джеймс Бонд. Этот прогрессивный журналист даже сына не любит, бросает его на границе с Украиной, позволяет уйти пешком в российские дали. На Родину, так сказать…

    Любовь виртуозной киллерши и опытного подрывника — любовь №3 — вырастает на почве совместного проживания в заброшенном доме и язвы у похожего на бородатого пупса мужчины.

    Оба — люди трудной судьбы. На службу в ЦРУ её привело сексуальное насилие, пережитое в детстве, групповое изнасилование в юности и общая брутальность жизни в суровом сибирском городе Красноярск.

    Он докатился до подготовки массового теракта в Москве, через службу в армии в канун второй чеченской войны, пленение на границе с Таджикистаном, позор плена в Афганистане, угрозы казни через отрезание головы, принятие ислама и горькую правду о том, что отцы-командиры, бросившие его в плену, на самом деле крышуют наркотрафик. Так уж лучше делать бомбы на заказ, тем более что афганцы-муджахиды научили.

    Не подумайте плохого: ничего из вышеизложенного в фильме не показано, просто быстрый пересказ скороговоркой.

    Но любовь вспыхнула на почве язвы и совместного проживания. Уж больно заботливо киллерша после очередного укола шприцем с отравой, удара ножом или меткого выстрела пичкает взрывника бульоном с овощами и лекарствами. А ведь ещё ничего не знает о фантастических перипетиях его судьбы. В общем, не тот случай, когда «она его за муки полюбила».

    Вот такая у «Спящих» Amores perros, вот такая, Сука-любовь.

    Расстарались драматические писатели.

    Я всё понимаю. Законы жанра, политический триллер, геополитика, гражданская позиция, необходимые преувеличения, свои — белые, чужие — чёрные…

    Но три истории про любовь. Ни в одну не веришь. Никого не жаль. Даже героиню, угодившую в темницу и оклеветанного героя, сосланного в Киев, в нелегалы.

    Кстати, получается, продолжение следует?..

    Поделитесь ссылкой с друзьями:
    Метки:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    три × пять =