Транссиб, Байкал и память | Мозгократия

    Транссиб, Байкал и память

    В Президентской библиотеке состоялась премьера документального фильма Михаила Чумака «Преодолевая лёд забвения: Байкальская переправа». Картина открывает одну из страниц, мало известных даже историкам.

    — Сложные и неоднозначные процессы российской истории становятся подчас причиной несправедливого забвения многих выдающихся явлений нашего прошлого, таких, скажем, как Байкальская паромная железнодорожная переправа, — отметил режиссёр Михаил Чумак, предваряя показ. — Проще всего было бы списать это на закрытость советских архивов, но свидетельствую — в процессе нашей работы не было никакого ограничения в допуске к документам. Проблема исторической памяти лежит глубже и ещё ждёт своего осмысления. Наш фильм воскрешает те далёкие годы, когда между берегами моря-озера курсировал ледокольный железнодорожный паром «Байкал». Он соединял две части Транссиба, важнейшей геополитической миссией которого было отстоять наши земли в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Не будь у России в 1900–1905 годах этой переправы, география страны могла быть сегодня совершенно иной.
    Инициатор строительства Транссибирской железной дороги — Александр III — приказал не жалеть ресурсов для этого невиданного в российском XIX веке мегапроекта. А во главе Комитета Сибирской железной дороги поставил своего сына, цесаревича Николая.
    Прежде всего потребовались огромные научные изыскания. В том числе и в районе Байкала. Он обладает особенностями, свойственными морям, а поэтому потребовал масштабных гидрографических исследований, для чего были приглашены специалисты Морского министерства России.
    Гидрографическая экспедиция Ф.К. Дриженко 1895–1903 годов до сих пор остаётся самой крупной и длительной на Байкале. Не менее знаменитой была и экспедиция А.С. Боткина, сына знаменитого врача С.П. Боткина. Много сил вложил в создание магистрали министр путей сообщения России граф М.И. Хилков, который под чужим именем работал слесарем паровозостроительного завода в Ливерпуле и также инкогнито изучал опыт строительства трансконтинентальной дороги в США.
    На основе исследований на берегу озера была создана судоверфь с необходимыми постройками для служащих и рабочих, съехавшихся со всей России. 17 июня 1899 года состоялся торжественный спуск на воду парома-ледокола «Байкал», осуществлявшего перевозку железнодорожных составов и других габаритных грузов.
    Канун XX века был ознаменован крупнейшим событием – открытием в 1900 году в Париже Всемирной выставки, где демонстрировались последние технологические достижения. 25 государств открыли свои павильоны, российский — прозвали Сибирским дворцом. Центром экспозиции стали акварели художника Павла Пясецкого, которые были натянуты на полотно длиной почти в 900 метров. Интерес вызвал и способ демонстрации: зрителей везли вдоль панорамы на тележке-вагоне — так создавался эффект путешествия по Великой России. В масштабную картину была вписана и тема сибирской магистрали. Панорама, равно как итоговый отчёт экспедиции Ф.К. Дриженко, получила Золотую медаль Выставки. Художник Пясецкий удостоился ордена Почётного Легиона.
    Ещё через четыре года, 27 января, Япония, объявившая войну России, атаковала русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. В этой критической ситуации была поставлена задача максимально повысить пропускную способность Транссиба, поставлявшего военные грузы. Михаил Иванович Хилков, к тому же времени уже бывший министр, в свои 70 лет почти весь тот 1904 год провёл на страшном сибирском морозе, курируя работу переправы. В это время ледокол «Байкал» принимал на борт до 2,5 тыс. человек и 250 лошадей. Самоотверженность всех, кто обеспечивал работу магистрали, позволила доставить на Дальний Восток тысячи тонн военной техники и снаряжения, в том числе10 подводных лодок разных типов.
    Долгие годы Русско-японская война для нашей страны считалась бесславно проигранной, так как Россия потеряла большую часть своего флота. Однако, как свидетельствует картина, спустя год наступательный напор Японии иссяк. Для её руководства стало ясно: победить Россию невозможно. При наличии нарастающей помощи, идущей по нитке Транссиба, русские имели все шансы на победу. Однако при посредничестве США Россия подписала мирный договор с Японией. Впоследствии многие мировые политики считали эту войну не проигранной русскими, а ими остановленной. Да, флот был разгромлен, однако на континенте наша армия обрела необходимую мощь и могла бы бороться дальше…
    Несомненно, решающую роль сыграли в этом Транссиб и Байкальская паромная железнодорожная переправа.
    В 1918 году, когда разгоралась Гражданская война, Байкальская переправа прекратила своё существование. Сто лет она оставалась в тени забвения, как и выдающиеся личности, так или иначе с ней связанные, — министр, князь Михаил Хилков, исследователи Фёдор Дриженко и Александр Боткин, художник-аквалерист Павел Пясецкий…
    В нынешнем году в посёлке Танхой открыли историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа». Инициатором его создания выступил Байкальский заповедник. Совместно с ОАО «Российские железные дороги» были восстановлены воинские вагоны, реконструирован станционный дом, создана экспозиция, включающая историческую реконструкцию порта Танхой.
    В рамках историко-мемориального проекта «Байкальская переправа», к участию в котором в числе других организаций пригласили Президентскую библиотеку, и был снят фильм Михаила Чумака, полнометражная документальная лента, включающая старую кинохронику и технические подробности того, как создавалась Байкальская переправа и каких физических и духовных затрат стоило это её строителям.

    Поделитесь ссылкой с друзьями:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    пять × 2 =