Трудный переросток | Мозгократия

    Трудный переросток

    Денис Терентьев
    Декабрь28/ 2017

    60-летний казанский педагог Павел Шмаков стал уникальным персонажем для нашего среднего образования.

    Обычно система отторгает учителей, пытающихся работать за рамками министерских методичек, поскольку мы нужны ей стандартными и функциональными, с набором удобных для крепления сбруи крючочков вроде религиозности или патриотизма. Со Шмаковым история тоже двинулась по накатанной, но он уехал за границу и там неожиданно прославился. А вопрос его возвращения стал политическим…

    Шмаков стал известен ещё в 1990-е, когда начал внедрять свою концепцию интеллектуальной вовлечённости детей в Академическом колледже, который сам же основал при Казанском университете. То было время смелых экспериментов и наибольшей независимости российских школ от чиновничьей надстройки. А Шмаков в школьном образовании был человеком неслучайным: бабушка была заслуженным учителем РСФСР и кавалером ордена Ленина.

    — Когда я начинал преподавать, Казань была столицей детского криминала, а большинству учеников физика с математикой были до лампочки,— рассказывает Павел Шмаков. — Я для себя решил ставить «пятёрки» тем, кто хоть что-то пытается делать, а остальным я вывел 17 четвертных «двоек». Однажды два отпетых хулигана предложили вместо урока математики отремонтировать парту, а я взял с них слово сделать все домашние задания. Парни жили по понятиям — пришлось им кое-как засесть за тетради. И я поставил им по «пятёрке». Это были их первые «пятёрки», и отношение хулиганья к учёбе изменилось. Потом они испытали меня на прочность в походах, стали здороваться за руку, перестали ругаться матом. А к концу года была только одна «двойка».

    Вся шмаковская концепция выросла на таких историях. Педагог отличает одарённых детей от интеллектуально увлечённых. Последние могут быть не особо и умными. Но если нравится ребёнку часами наблюдать за ползающими муравьями, а всё остальное его не занимает, значит, надо помочь ему стать биологом. Или один ученик хотел изучать китайский язык. Другие бы ему у виска покрутили, а Шмаков нашёл в Казани педагога со знанием китайского. И тот мальчик впоследствии защитил по истории Китая докторскую.

    В Академическом колледже ту же историю давали одновременно три педагога на разных уровнях: для средней школы, олимпиады и вуза. И ученик сам выбирал, к кому ему идти. Или вообще заниматься дома самому и сдавать предмет в особом порядке. Вечерами в колледже готовили ужин, разбирали Аристотеля и спорили о гедонизме. Ребята учились отстаивать собственное мнение и прислушиваться к чужому. Многие потом нашли себя в совсем непохожих областях: сценарист, чемпион по программированию, помощник президента Татарстана. А вот Шмакова схарчили, хотя в колледж стояли длинные очереди.

    Для российского педагога у него были странные тараканы: Шмаков категорически не хотел делать колледж частным и не брал блатных. Звонит ему прокурор: мол, возьми сына друга моего соседа. А Шмаков практически в лицо ему плюёт, предлагая привести ребёнка на какое-то собеседование. Да и чиновники от образования уже оправились после развала Союза: педагог со своими экспериментами мозолил глаза. В 1999-м колледж прикрыли и перезапустили с новой вывеской и руководством. А Шмаков женился на финке и уехал в Финляндию, где выучил язык и стал знаменитым учителем…

    60 лет назад большинство финнов учились в школе всего шесть лет. А с 2001-го они традиционно на первых местах рейтинга ОЭСР, оценивающего качество школьного образования в разных странах. Россия — в третьей десятке.

    Финская национальная программа National Core Curricula регламентирует только то, чему нужно научить, но не то, как именно это следует делать. Считается, что учителю виднее. Поэтому на уроках здесь смотрят фильмы, играют на гитарах — делают всё, чтобы пробудить интерес, а не напугать и заставить вызубрить. Оценками не бичуют: «двоек» вообще не ставят за невыполненное домашнее задание или неактивность на уроке. Оценки вносят только в электронный журнал, чтобы родители видели, в каких областях не помешает их помощь.

    — Когда в Финляндии затеяли реформу образования, то первым делом разогнали все роно с их надзором за учителем, — вспоминает Шмаков. — Главное — ты дай результат. Только в таких условиях можно заниматься творчеством. Я детям честно сказал: я вас учу математике, а вы меня — языку. Они взялись меня поправлять, перестали пропускать уроки. Я стал вести кружок «Забавная математика», где решал с ними занимательные задачки. Постепенно на мои кружки записалась вся школа, про нас рассказали ТВ и пресса. Стал вести рубрику в журнале о школе, однажды на задачку пришло две с половиной тысячи ответов — рекорд для пятимиллионной Финляндии.

    Когда дети выбрали Шмакова «учителем года», в его школу занесло нового мэра Казани Ильсура Метшина, который под телекамеры предложил вернуться в колледж, к тому времени ставший элитным лицеем и получившим имя Лобачевского. Хотя брали туда не самых способных, зато из «хороших семей». И Шмаков вернулся, чтобы снова отказать от лицея блатным и ослабить учителям гайки.

    Как следствие, на школу обрушились проверки: в 2012 году, по требованию санэпидемстанции, выселили черепах и попугаев, не имевших медкнижек. Учебные планы достигали 500 страниц, а дети явно мешали педагогам заполнять бумажки. Ведь стоит же перед образованием Татарстана высокая цель — выйти на третье место в России по числу призёров олимпиад. В итоге дети знают, какие электроды на каких орбитах, но понятия не имеют, из чего делают футбольный мяч или мыло. Катерина из «Грозы» стала отрицательным персонажем — либеральная нечисть, не признающая общих скреп.

    Для лицея главная забота — проходить аттестацию, подтверждать статус. Правда, натасканные на ЕГЭ лицеисты слабо способны самостоятельно мыслить и принимать решения. А Шмаков к каждому ученику приставил научного руководителя, обязал воспитанников развивать любимую область знаний и бороться на олимпиадах. Новатор продержался в лицее два года. Просто выкинуть на улицу популярного педагога не решились: ему отдали старый детский сад под собственный проект «СОлНЦе» и начали травить проверками пуще прежнего. Шмаков просит Роспотребнадзор вывести крыс, а тот сейчас же штрафует за их наличие. Прокуратура требует сбросить с крыши снег и тут же вменяет административку за сугробы под окнами.

    Шмаков пишет в своём блоге: «Прошлым летом “по звонку” не взяли мы в школу “СОлНЦе” сына заместителя прокурора Казани. Осенью мне пришлось уйти в административный, жить три месяца без зарплаты — проверки с прямыми угрозами “завести дело” не прекращались. Свершилось чудо: моя ученица, а ныне помощник Президента Минниханова, привела руководителя республики в нашу школу. И вот нам уже подарили автобус для детей, начинается ремонт в школе, нам улыбается прокурор Татарстана…». Но ведь это не победа, а только передышка перед новым витком обороны. Ведь в 2000 году лицей Лобачевского закрыли сразу после того, как он (единственный в Татарстане) вошёл в топ-25 лучших школ России.

    «СОлНЦе» тоже готовились закрыть, но старшеклассник Никита Алкин написал министру образования электронную петицию в защиту Шмакова, которую подписали 80 тысяч человек — примерно как против реформы Академии наук. И снова волки ушли в лес голодными. Более того, Шмаков зажигает по их серые шкуры костры на «Эхе Москвы».

    В декабре педагог опубликовал эссе о своих воспитанниках, которые ещё пытаются жить по совести. Прибывают они на районный тур Российской олимпиады писать английский, а в аудитории уже обсуждают тему задания, которая ещё не объявлялась. Ребенок пишет: «Когда лично я сдавала диалог, по девочке, с которой я сдавала, было видно, что она заранее зазубрила текст. Когда мы сдали и вышли, все тоже говорили о том, как же хорошо, что они заранее подготовилась именно к этой теме». И кто бы удивился, что людей, которые формируют блок заданий, можно нанять в качестве репетиторов.

    Дело даже не в том, что детей приучают жить по лжи. Просто инопланетянин, попавший к нам на своём мерцающем звездолёте, крепко задумается, почему у землян столь разный уровень развития. И если у него хватит соображалки придумать и построить свою летающую тарелку, то он неизбежно придёт к выводу, что интеллектуальное неравенство как-то связано с государственными границами и существующими в них традициями обучения. И чем чаще прокуроры да тётки с кожаными папками лезут в этот процесс, тем хуже результат.

    Поделитесь ссылкой с друзьями:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    один + 19 =