Сталин как виагра

Марианна Баконина
Январь26/ 2018

И впрямь постмодернизм на дворе. Комиксы и чёрный юмор далеко не каждому близкие и понятные, покидают свой формат и начинают новую жизнь в чиновничьих кабинетах, либеральных салонах и в СМИ всех политических оттенков.

Истерики, похоже, неподдельные.

Что случилось? Британцы с французами сняли фильм-комикс «Смерть Сталина» по одноимённому графическому роману, читай комиксу. Сняли в жанре чёрной комедии. И что? Почему штормит чуть не всю Россию?

Я не люблю чёрные комедии. Я не читаю комиксы. Любые. Хоть про Бэтмена, хоть про Красного сына. Эти жанры и виды искусства кажутся мне скучными и грубыми. А главное — не смешными. Это — глобалистское перевоплощение площадного театра, где Петрушка всех от попа до царя ожидаемо и больно колошматит под хохот очарованной публики. Панталоне всегда скуп, Арлекин — глуп, а Коломбина — хитрая интриганка. Именно наследниками русского площадного театра и комедии дель-арте следует считать и комиксы, и чёрные комедии. Искусство на очень большого любителя.

Фильм «Смерть Сталина» из этой серии. Только вместо Панталоне там Сталин, вместо Петрушки маршал Жуков, а Коломбину заменила пианистка Юдина. Всё остальное по законам жанра. Грубо. Зримо. На грани фола.

Эта чёрная комедия переполошила российскую общественность, причём независимо от её политических и эстетических воззрений.

Фильм Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» уже в третий раз ловит «хайп» в российском медиапространстве. Вполне в рамках жанра. Сначала спорили, запретят или нет. Потом спорили, почему не запретили. Теперь вот отозвали лицензию, и все спорят, почему и зачем это сделали.

Всерьёз спорят. С фанатизмом и непреклонностью Савонаролы.

Вот лишь несколько цитат с одной стороны идеологических баррикад:

«спланированная провокация, которая имеет своей целью попасть в разные группы населения, «недружелюбный акт со стороны британского класса интеллектуалов», «элемент антироссийской информационной войны», «произведение с очень плохо играющими актёрами, небрежными и неправдивыми декорациями», «пасквиль на историю», «злобная и абсолютно неуместная якобы “комедия”», «осквернение исторических символов» (это про гимн, ордена и медали)…

А вот возгласы с другой стороны, где сидят свои непримиримые, не менее пылкие и красноречивые:

«они считают, что должны лишить страну возможности посмотреть фильм», «они ведут себя, как та же тоталитарная власть, которую представлял Сталин», «это акт цензуры, нарушающий Конституцию», «запрет фильма выявляет, насколько глубоко моральная деградация проникла в наше общество», «для того, чтобы убить дракона… убить дракона в себе — надо научиться над ним смеяться», «именно этим и страшен фильм для неосталинистов».

Цитировать тех, кто всецело «за» чёрную комедию по мотивам новейшей истории СССР, и тех, кто яростно «против», можно до бесконечности. В их речах, комментариях и даже шутках грохочет пафос великого борца за нравственность, чистоту веры и праведность жизни. Все они вместе и по отдельности — наши современные Савонаролы. Все они, независимо от взглядов, — опытные и отважные проповедники. Все они резко бичуют людские пороки, властно зовут к покаянию и предвещают всяческие кары тем, кто не раскается. Все они знают «как надо». Как надо любить Родину. Как надо чтить предков. Как следует писать историю.

Я честно не понимаю, почему просмотр чёрной комедии под названием «Смерть Сталина» исцелит чьё-то тоталитарное подсознание, остановит чью-то моральную деградацию, поможет убить дракона или, наоборот, осквернит российскую историю и унизит ветеранов. Чёрная комедия, по законам жанра, не может никого оскорбить, как не мог оскорбить короля самый язвительный шут. Но и обучить чему-либо чёрная комедия не может. Тоже по определению.

Помните суперпопулярную провокацию двух Сергеев — Курёхина и Шолохова про «Ленин-гриб»? Вся страна смотрела, пересматривала и пересказывала псевдонаучную дискуссию о природе вождя революции. И что? Стало меньше последовательных ленинистов? Резко возросло число демократов? Пополнились ряды Иванов родства не помнящих? Если это и произошло, то никак не из-за постмодернистской буффонады про «Ленин-гриб».

На мой взгляд, командарм Котов с его фееричной клешнёй, идущий в атаку с лопатой наперевес, может травмировать ветерана, патриота и кого угодно ещё, включая сталинистов и антисталинистов. Но ничего, Котов вышел на экраны, провалился в прокате и огреб свою долю отрицательных отзывов.

Примерно такая же судьба ждала бы фильм «Смерть Сталина» и самого режиссёра Ианнуччи, особенно если он так плох, как пишут отдельные отечественные деятели культуры и искусства.

Прошёл, провалился и забылся бы фильм Иануччи, если бы не доморощенные Савонаролы из числа патриотов и либералов, на которых Сталин действует как виагра на измученного половым бессилием самца вида homo. Интересно, они специально рекламируют это творение или не ведают, что творят?

Но в любом случае «ах какую биографию» они делают Иануччи! Он, правда, не рыжий, а брюнет с залысинами. Но тут уж ничего не поправишь — постмодернизм.

Поделиться ссылкой:

  • Юрий Смольянов Reply
    6 лет ago

    Видимо серьезно наши борцы за чистоту исторических взглядов ополчились на фильм «Смерть Сталина». В Инете вымарали, где только смогли, а кое-где просто заменили документальными сюжетами на эту же тему. Не без труда, но отыскал фильм. Правда, буквально через двадцать минут этот кино-лубок изрядно надоел и выключил компьютер без тени сожаления. Как бы ни раздували щеки его создатели, но уверен, что основную массу зрителей этот якобы исторический «шедевр», скорее всего, не вдохновит на пристальный взгляд в прошлое. Почему-то наши забугорные авторы посчитали, что у россиян нет вкуса, а значит съедят их продукт с аппетитом. Вряд ли…

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пятнадцать − девять =