Династия Булла в фотографиях | Мозгократия

    Династия Булла в фотографиях

    В дар Президентской библиотеке передан для оцифровки фотоальбом «Династия Булла: Карл, Александр, Виктор, Юрий». Скоро этот альбом и размещённые в нём уникальные снимки станут доступны всем читателям.

    Автор этой уникальной фотомонографии, показывающей Россию конца XIX–ХХ века и рассказывающей о трёх поколениях семьи Булла, — известный петербургский журналист Юрий Светов. Альбом вышел в серии, начатой в 2013 году, и стал продолжением фотомонографии «Первый фоторепортёр России Карл Булла», которая также была преподнесена в дар Президентской библиотеке.

    Карлу Булле, вероятно, единственному из знаменитых российских фоторепортёров, удалось подготовить в собственной семье столь же известных мастеров, продолжателей дела отца и деда. «Спустя почти столетие, — сказано в предисловии “От издателя” в рассматриваемой монографии, — можно с уверенностью говорить, что была в России в первой трети XX века славная династия Булла — фоторепортёров от Бога!».

    Сегодня, благодаря династическому бизнесу Буллы-отца и двух его сыновей, мы имеем уникальные событийные снимки конца XIX века, революции 1917-го и первых десятилетий советской власти. А началось всё, когда Карл Булла, будущий отец отечественного фоторепортажа, поступил посыльным в магазин фотопринадлежностей.

    В альбоме сообщается, что в феврале 1899 года Карл стал специальным фотографом попечительства государыни императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых детях. В письме от 3 октября 1906 года глава этого комитета даёт отзыв о Булле:«В течение более 5 лет производит за свой счёт все даваемые ему попечительством поручения». Один из снимков сделан в попечительстве о слепых: «Женское ремесленное училище имени графини М. Апраксиной в деревне Мурзинка. Занятия музыкой». Слепые девушки в белых накрахмаленных фартуках сидят и играют на домрах, мандолинах, гитаре — оркестр в таком составе может радовать слух и романсом, и классикой…

    С августа 1904 года Карлу Булле было дозволено фотографировать «торжества в высочайшем присутствии». Теперь на официальных событиях — царских приёмах, встречах с иностранными государями, воинских смотрах, церемониях открытия памятников — Карл Карлович работал как фоторепортёр, а его сыновья, Александр и Виктор, — как кинооператоры, не забывающие и о фотосъёмке. На торжества в честь 300-летия Дома Романовых в Москве и Костроме Карл Карлович ездил вместе с Виктором. Широко известны представленные в альбоме парадные портреты императора Николая II и цесаревича Алексея, других членов венценосной семьи.

    Великолепные снимки, сделанные Карлом Буллой в Летнем саду, говорят о том, что проведённая там уже в начале нашего века реставрация не только имела должное научное сопровождение, но и, скорее всего, опиралась на фотографии Карла Карловича. Галерею снимков о жизни Северной столицы украсила съёмка «Столетия Казанского собора» — торжества, прошедшего при большом стечении народа.

    Впрочем, фотограф снимал не только официальные мероприятия, но и многие события повседневной жизни российской столицы — пожары, наводнения, работу торговцев, фонарщиков…

    Почти два года Карл Карлович готовил съёмку Льва Толстого и его семьи в Яснополянском имении. Она состоялась в 1908 году, и теперь весь читающий мир имеет возможность познакомиться с графом Толстым на лоне природы, за игрой в шахматы, в кругу близких… Своеобразным послесловием к яснополянской фотосессии стал снимок Карла Буллы 1910 года в Пенатах, где Илья Репин и Корней Чуковский читают в газете известие о смерти Толстого. А Виктор Булла в качестве кинооператора снял 9 ноября 1910 года 140 метров хроники «Похороны Л.Н. Толстого».

    Пройдя выучку у отца и стажировку в Германии, братья Булла постоянно находились в гуще исторических событий выпавшей на их долю великой и страшной эпохи, равно искусно владея и фотоаппаратом, и кинокамерой. Младший из братьев, Виктор, прославился как военный фотокорреспондент на Русско-японской войне; старший, Александр, снимал Первую мировую. Оба были награждены медалями за храбрость на фронте, а в дальнейшем проявили отвагу и смелость как фотолетописцы революционного 1917 года.

    В альбоме опубликована памятная обложка журнала «Огонёк» с портретом Владимира Ленина работы Виктора Буллы и продолжение его «ленинианы» 1920 года: снимок «Ленин и Горький», знаменитое фото вождя, наскоро пишущего на ступеньках сцены тезисы выступления: «В.И. Ленин среди делегатов IX съезда РКП(б)».

    В Петербурге до сих пор жива история о том, как в июне 1938-го в унаследованной от отца квартире, рядом с которой размещалось и фотоателье, арестовали Виктора Буллу. В ходе обыска энкаведешника прикладами винтовок безжалостно били стеклянные негативы, на которых были запечатлены вожди и рядовые активисты Февральской и Октябрьской революций…

    Семейную стезю выбрал и внук Буллы Юрий (сын Виктора), который нередко размещал свои снимки в ленинградской газете «Ленинские искры». В альбоме есть его крупноформатный портрет, выполненный отцом: красивое молодое открытое лицо. Ушёл на войну осенью 1941-го. Пропал без вести, последующие запросы никакой информации не дали…

    Завершает альбом снимок «Невский проспект, 54», сделанный основателем династии, открывшим по этому адресу модный в те времена фотосалон. А совсем рядом, за углом, на Малой Садовой стоит бронзовая статуя этого «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею» — уникального мастера светописи Северной столицы.

    Поделитесь ссылкой с друзьями:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    5 × 5 =