Истина умерла, не родившись | Мозгократия

    Истина умерла, не родившись

    Владимир Соболь
    Апрель19/ 2018

    Вот уже почти два месяца длится дело об отравлении Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Но ни одна загадка так и не прояснилась. Хотя дурной запах провокации становится всё сильней. 

    «Кто ни умрёт, я всех убийца тайный», — сетовал Борис Годунов в трагедии Александра Пушкина. В истории человечества не раз сложные ситуации разрешались весьма поспешно, когда толпа и масса назначали виновника на основании элементарных эмоций. «Истина — ты умерла раньше меня», — произнёс перед смертью античный герой, облыжно обвинённый в измене и приговорённый к побиванию камнями. 

    Современный пример предлагает нам ситуация вокруг отравления отца и дочери в небольшом британском городе. Но, возразят мне оппоненты, ведь все улики указывают на восток, через пролив и далее через Европу. Указывают — соглашусь, пожалуй, и я, — но делают это так наглядно и ясно, что, пожалуй, и Джейн Марпл, и Эркюль Пуаро покачали бы головами, демонстрируя искреннее сомнение. 

    Я не возьмусь классифицировать и анализировать химические процессы, составы, формулы технологии. Но попробую задать себе самому главный вопрос, который, опять-таки со времён античности, выучили наизусть сыщики всех народов и рангов — cui prodest? Кому выгодно было напасть на этих людей, да ещё провести атаку так шумно и пыльно? 

    Все мы знаем или хотя бы предполагаем, что спецслужбы различных государств охотятся друг на друга, уничтожая врагов и предателей. Израильтяне после Мюнхенского теракта выследили и убили всех участников нападения. Сделали это тихо и чисто. Правда, при взрыве машины одного из преступников погибло четверо прохожих, но, поскольку дело происходило в Ливане, историю не стали раздувать. 

    Предположим, попробую развить я идею, мы прочитали бы в газете, что в некоем городке, гордящемся одним лишь присутствием на карте, найден мёртвым некий Джон Смит. Убили бедолагу прямо в собственной гостиной. Застрелили, зарезали, отравили стаканчиком ирландского виски. Но полиция городка вкупе со столичными агентами пришла к заключению, что под этим простым псевдонимом скрывался некий Иван Петрович Сидоров, бывший сотрудник службы внешней разведки России. Или как её ещё там теперь называть. Нормальный обыватель, к которым себя причисляю и я, только пожал бы плечами. Добрались до изменника коллеги бывшие, а нынешние не сумели его защитить или не захотели. 

    Собственно, мало ли мы читаем сообщений об убийствах вполне себе авторитетных жителей земного шара? Их быт, их нравы — заключаем мы, прочитав очередную корреспонденцию криминальной хроники и только чуть поёживаемся, представив себя самого случайным свидетелем, оказавшимся  на линии огня.  

    Но намерение устроителей нынешней сенсации было, очевидно другое: они хотели напугать своего, английского, обывателя до полусмерти. Только представьте себе, указывают они бедным островитянам: как же беспардонно  работают агенты бывшего Кей-Джи-Би! Одного из своих бывших травят радиоактивным веществом, другого нервно-паралитическим. А далее очередного перебежчика и вовсе «шандарахнут ядрёным фугасом». Понятно, что последствия такой «зачистки» чреваты бедствиями для многих соседей будущей жертвы. На такую реакцию и рассчитывали заказчики и исполнители убийства отца и дочери, к счастью, не состоявшегося. Им надо было сделать тихое дело как можно громче. Не просто тихо «выследить и чпокнуть», а прогреметь как можно сильнее. 

    Не очень-то похоже на работу тайных служб, но обывателя британского уже приучили считать русских разведчиков тупыми и бессердечными монстрами. Недавно попробовал я посмотреть британский сериал Smiley’s people по роману Джона Ле Карре. Хороший писатель, бывший разведчик, ныне успешный беллетрист, сам же написал сценарий телефильма, а главную роль там исполнил Алекс Гиннесс. 

    Однако первые же эпизоды меня сильно расстроили. Появляется там некий тип, который отвратительно говорит по-английски, ходит деревянной походкой и держится так мерзопакостно, что прямо хочется вдарить по экрану кухонной табуреткой. Русский агент, безусловно, и других вариантов не может быть с первого же его появления в кадре. Хотя, между прочим, этот отморозок приводит в память видом своим и действием — гангстера Уилмера из фильма Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Спросить себя — как же ухитрялись все эти Молодые и Абели десятилетиями работать «под прикрытием» в Европе, Америке, среднему зрителю даже не придёт в голову.  

    На взгляд Запада (Under Western Eyes, как назвал свой роман Джозеф Конрад), тем более массового Запада, действия России настолько откровенно прямолинейны, что можно и не сомневаться в личности виновника всех преступлений против человечности. 

    Но кому выгодно так канализировать эмоции одномерного человека технологической цивилизации? Конкретно — не знаю. Тем не менее, могу предположить, что подобный спин-докторинг (разворачивание информационной ситуации) облегчается крайним невежеством европейского и американского обывателя. Они там ничего не знают о России и даже не хотят узнавать. 

    Однажды попался мне в руки один английский роман — историческая беллетристика. Рассказчик истории был в войске Марка Красса во время его последнего похода в Парфию. Бог с ними, с фабулой и сюжетом, но в аннотации издательство сообщает будущему читателю, что герои попадают — на границу с Россией (sic!). Да, пленного кавалериста отправляют охранять восточные границы азиатской империи, но они соприкасаются с  территорией современной Туркмении. 

    Откуда взялась Россия в I веке до нашей эры?! И что она делала на землях будущей Туркмении?! Эти вопросы для редакторов книжки — риторические. Главное, что сражаются парфянские пограничники с коварными и жестокими «красными всадниками»! Такой манипулятивной техникой сознание среднего человека взрыхляют для проведения любых информационных операций. Сопротивляться ему уже невозможно и дальше — всё, что угодно, но только не тишина. 

    Поделитесь ссылкой с друзьями:

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

    2 + двенадцать =