Война была одна, задачи — разные

Электронную коллекцию документов «Память о Великой Победе» Президентская библиотека формирует с 2010 года. Сегодня особое место в этом богатом собрании занимает раздел «Антигитлеровская коалиция». 

 

22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль объявил на весь мир: «Мы никогда не будем вести переговоры с Гитлером. Мы будем бить его на суше, на море, в воздухе. Мы окажем русскому народу и России любую помощь, какую только сможем». 

В те дни начала Великой Отечественной войны и появился в СССР вопрос о Втором фронте. Отражение того, с каким нетерпением ожидали этого события все советские люди, от солдат в окопе и рабочих на уральских заводах до Верховного Главнокомандующего, — опубликованный на портале Библиотеки документ «И.В. Сталин У. Черчиллю. Меморандум»: 

«В результате обмена мнениями в Москве, имевшего место 12 августа с.г., я установил, что премьер-министр Великобритании г. Черчилль считает невозможной организацию второго фронта в Европе в 1942 году. …Мне, к сожалению, не удалось убедить в этом господина премьер-министра Великобритании, а г. Гарриман, представитель президента США при переговорах в Москве, целиком поддержал премьер-министра. И. Сталин. 13 августа 1942» 

Послевоенная советская историография интерпретировала причину оттягивания союзниками открытия Второго фронта однозначно. Так, Валентин Фалин в исследовании «Второй фронт. Антигитлеровская коалиция» и Искандер Ундасынов в книге «Рузвельт, Черчилль и второй фронт», имеющимися в фонде Президентской библиотеки, вполне конкретно отмечали: лидеры Великобритании и США руководствовались не столько идеей скорейшего разгрома нацизма, сколько своими национальными интересами. 

В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно познакомиться со стенограммой публичной лекции полковника М. Толчёнова «За кулисами подготовки второго фронта» (1947), в которой, в частности, говорится: 

«Соответствовал ли в 1942 и 1943 годах реальный вклад наших союзников в общее дело борьбы против гитлеровской Германии? К сожалению, нет. В 1942 году из 256 дивизий, которыми располагал Гитлер, 179 дивизий находились на советско-германском фронте. Кроме того, в боях против Советской Армии участвовало 22 румынских, 14 финских, 10 итальянских, 13 венгерских, 1 словацкая и 1 испанская дивизии, а всего — 240 дивизий… Для сравнения можно указать, что партизаны маленькой Югославии сковывали больше немецких сил, чем армии двух великих держав — Соединённых Штатов Америки и Великобритании». 

В документах коллекции Президентской библиотеки отражено также потепление отношений между тремя мировыми державами в процессе очевидного перелома войны после побед Красной Армии в важнейших сражениях. 

В разделе коллекции «Антигитлеровская коалиция» особое внимание уделено Международным конференциям в Тегеране (1943), Ялте (1945), Потсдаме (1945) и взаимоотношениям СССР и США в контексте экономического сотрудничества, в том числе относительно северных конвоев, воздушного сообщения между Аляской и Сибирью, поставок по ленд-лизу через территорию Ирана. Согласно «Протоколам работы Крымской конференции [Ялта], 11 февр. 1945» было решено, что «конференция Объединённых наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации должна быть созвана в среду 25 апреля и должна быть проведена в Соединённых Штатах Америки». В 2015 году Архив внешней политики РФ предоставил источник копии этого документа Президентской библиотеке для её выставки «От войны к миру». 

«Протокол Берлинской конференции трех великих держав. — Berlin, 1 Aug. 1945» рассказывает про то, как на конференции в Берлине было решено учредить Совет министров Иностранных Дел в составе министров иностранных дел Соединённого Королевства, Союза Советских Социалистических Республик, Китайской Народной Республики, Французской Республики и Соединённых Штатов Америки. Предполагалось, что заседать Совет будет в Лондоне, который станет постоянным местом пребывания Объединённого Секретариата, созданного Советом. 

Однако этим грандиозным планам не суждено было сбыться. Тем не менее созданная в том же 1945 году Организация Объединённых Наций уже более 70 лет остаётся основным элементом системы коллективной безопасности, важнейшим инструментом защиты человечества от глобальной войны. 

 

На фото: Тегеранская конференция, 1943 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

два × четыре =