Пенсия раздора

Решительное намерение правительства повысить пенсионный возраст взорвало российское общество. Чего в связи с этим ждать нынешней осенью? 

 

О накале страстей можно судить хотя бы по социологическим опросам: до 90 процентов россиян против изменений в сроках выхода на пенсию. А ещё — по тому, что на прошлой неделе Конфедерация труда России (КТР) и парламентская фракция «Справедливой России» передали в Государственную думу подписи 2,5 миллиона россиян  против правительственного намерения. И сбор подписей продолжается. 

Одни эксперты успокаивают: выборы позади, а потому властям нечего бояться, да и народ у нас, как известно, терпеливый, так что правительство своего добьётся. 

Другие предостерегают: сейчас лето с его дачами, отпусками, пляжами и пикниками, да ещё футбол, а осенью всякое может стрястись. И дело даже не в самой проблеме выхода на пенсию, а в том, что власть, как отмечает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, нарушила ею же предложенный общественный договор, согласно которому она делает всё для роста благосостояния граждан, а они не лезут в политику. 

При этом всё экспертное сообщество согласно в одном — повышать возраст выхода на пенсию, несомненно, надо. Но не так, как это сегодня делается. То, что именуют — в том числе и сами инициаторы нововведения — пенсионной реформой, таковой никак не является. Любая реформа предусматривает ряд мер, преобразующих условия жизни и деятельности человека. А тут мера всего лишь одна — сократить численность пенсионеров, причём срочно, уже в ближайшие годы, потому что очень нужны деньги. К тому же мера эта никак не подкреплена — ни экономически, ни социально, ни организационно. 

Потенциальные пенсионеры — в том числе молодёжь, которая пока о своей старости не задумывается — всё это видят. И возмущаются не только самим намерением властей. У людей масса вопросов, на которые им никто не отвечает.  

Как отразится нововведение на отечественной экономике? Повлияет ли оно на производительность труда, качество товаров и услуг, потребительскую активность? Возможно, повлияет, но в какую сторону и насколько — об этом ничего неизвестно. Никто даже не знает, велись ли вообще такие расчёты. 

Никакой информации. Никаких публичных дискуссий. Никакого учёта общественного мнения. Людям откровенно и прямо дают понять: как бы вы там ни возмущались, будет именно так, потому что иначе никак нельзя, и мы так решили. Нас воспринимают в качестве подданных, а не сограждан. Не думаю, чтобы это кому-то нравилось. 

Почему бы не вспомнить, как всего чуть больше полутора десятилетий назад, в 2002 году, принималась реформа, которая предусматривала постепенный переход от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения? Перед тем на протяжении четырёх лет (!) все аспекты реформы публично обсуждались на платформе специального совета при президенте. А теперь даже президент не участвует в правительственном обсуждении повышения пенсионного возраста! Во всяком случае, так заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. 

При этом всё делается буквально со сверхзвуковой скоростью. Новость о предстоящем нововведении возникла в конце марта, почти сразу после президентских выборов, а уже с 1 января будущего года, как предполагается, она должна вступить в действие. 

Объявляя о намерении повысить пенсионный возраст, наши чиновники в качестве примера ссылались на Европу: мол, там давно уже нет такого, чтобы женщины выходили на заслуженный отдых в 55, а мужчины в 60 лет. И это правда. Но не вся. В некоторых странах Старого Света и нынче продолжают повышать пенсионный возраст. Но не галопом, как в России. «В Германии сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — рассказывает профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». Позволю себе дополнить профессора: не только для этого, но и для того, чтобы избежать массового недовольства или даже социального взрыва. 

Кстати, о социальных аспектах правительственного намерения.  

Власть ничего не говорит и о том, как будут учитываться интересы тех мужчин, кому за 60, и тех женщин, кому за 55. Появятся ли изменения в трудовом законодательстве, в медицине, в сфере переобучения?.. Как вообще изменится структура рынка труда? Как скажется повышение пенсионного возраста на доходах граждан, квалификации работников, уровне безработицы?.. И опять-таки: кто-нибудь всё это считал, анализировал, обсуждал?..  

Общество в основном кормится догадками, предположениями, а порой и домыслами. Какой-то умник пустил слух, что повышать пенсионный возраст запрещают Конституция и пенсионное законодательство. 

На самом деле в ст. 39, ч. 2 Основного Закона сказано: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». А закон этот — «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — устанавливает: «право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет» (ст. 67, п. 1). Но в Конституции есть ещё одна статья, имеющая  самое непосредственное отношение к данной теме. Это ст. 55, ч. 2, в которой говорится: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и  свободы человека и гражданина». 

Что ж, выходит, что для принятия новых сроков выхода на пенсию надо или переписывать Конституцию, или её нарушать? Нет, надо всего лишь её внимательно читать. В ст. 56, ч. 3 Конституции указано, что «не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные <нижеперечисленными> статьями», и ст. 39 в этом перечне нет. А, значит, изменение закона «О трудовых пенсиях» будет вполне законным. 

Это с  точки зрения юриспруденции. А с точки зрения интересов и мнений россиян? 

Конечно, у меня нет возможности собрать хотя бы мало-мальски представительные взгляды соотечественников на возможные последствия повышения пенсионного возраста, если оно вступит в силу с будущего года в том виде, в каком его предлагает правительство. Но если суммировать прогнозы тех, с кем я успел поговорить на эту тему, картина получается следующая. 

Во-первых, судя по тому, что за самый жёсткий (по темпам и новым возрастным пенсионным нормам) вариант активно ратовало Министерство финансов, основная цель грядущего нововведения — пополнение государственного бюджета. А, следовательно, на материальном положении тех, кто уже находится на пенсии, это никак не отразится. 

Обещание премьер-министра в будущем году повысить выплаты пенсионерам на тысячу рублей вряд ли может кого-то из них удовлетворить. Одна половина этой суммы — индексация, которая давно уже положена пенсионерам по закону, а вторую съест инфляция, причём, вполне допустимо, ей этого даже окажется мало, если вспомнить про подорожавший недавно бензин, скорое повышение НДС и постоянное введение новых или повышение старых скрытых налогов (госпошлин, акцизов, штрафов и т.д.). 

Во-вторых, госбюджет вряд ли наполнится, как того ожидают в правительстве. Уменьшение бюджетных выплат Пенсионному фонду может быть во многом нивелировано нарастанием негативных факторов на рынке труда. 

Сегодня теневой бизнес составляет, по разным оценкам, до трети всего российского рынка. Теперь, когда ещё больше людей решит, что на пенсию им рассчитывать не приходится, тень может вырасти и сгуститься ещё сильнее. 

Одновременно грозит подрасти и безработица. Сегодня тем, кому за 40, тем более за 50, удержаться на своём рабочем месте, а тем более устроиться на работу тяжело, а уж для тех, кто будет ещё старше, проблема трудоустройства может оказаться и вовсе неразрешимой. 

В-третьих, вполне реальна угроза увеличения бедности. Причём не только из-за того, что многие люди предпенсионного возраста лишатся работы. 

В прошлом году, по данным Росстата, в России из 42 миллионов пенсионеров работали 15 миллионов. Конечно, кто-то из них трудился из любви к своей профессии, к родному предприятию, но большинство — потому, что на пенсию просто не прожить. Фактически для миллионов ныне продолжающих работать пожилых людей пенсия — добавка к зарплате, зачастую тоже очень скромной (не секрет, что среди 20 миллионов россиян, живущих за чертой бедности, многие работают). Да что там, благодаря пенсии эти люди, наконец, смогли позволить себе то, о чём мечтали долгие годы! Они, наконец, ощутили относительный достаток, почувствовали себя полноценными членами общества! 

В ближайшие годы те, кто рассчитывал стать пенсионером, такого бонуса, скорее всего, уже не получат. 

…Так будет ли принят закон о повышении пенсионного возраста в тех параметрах, которые предложило правительство, или президент найдёт нужным отвести удар, по крайней мере — как-то его смягчить? Сбудутся ли опасения миллионов россиян или будут учтены их интересы? Пока эти вопросы риторические. Ответ на них придёт осенью. 

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двадцать − тринадцать =