Купи кирпич… у страховщика | Мозгократия
 

Купи кирпич… у страховщика

Марианна Баконина
Август02/ 2018

У гопников советской эпохи в моде была игра «купи кирпич». Складывается впечатление, что продавцы обязательных страховок помнят, какой весёлой и выгодной была эта забава. 

 

Если бы они эту игру не помнили, они бы не затевали бесконечную возню с изменениями правил ОСАГО, в которой этим летом начался новый раунд. Теперь отменят территориальный коэффициент, не будут учитывать мощность двигателя автомобиля, зато втюхают водителям некие «телематические устройства», которые будут считывать стиль его вождения, число перестроений, резкость ударов по тормозам и нарушения ПДД, а данные этой «телематики» позволят снизить или повысить стоимость полиса. В этом раунде придумали продавать два кирпича вместо одного.    

Купчинские или лиговские гопники трясли мелочь с обитателей подконтрольных дворовых территорий не просто так, а с выдумкой. Предлагали купить кирпич, который и впрямь имелся в наличии. Трясущиеся слабаки соглашались, поскольку знали, что отказ от приобретения совершенно бесполезного предмета чреват всяческими неприятностями. Выдавали торговцам элементами стройматериалов имеющуюся наличность, уходили и неподалеку избавлялись от лишних тяжестей в виде кирпича. 

Проданный товар возвращался к гопникам и в товарооборот. Зачем эта игра была нужна гопникам можно только догадываться. Возможно, таким образом они повышали самооценку или старались жить в ладу с законом. Не банальный грабеж или вымогательство, а бизнес по Марксу «товар — деньги — товар». Цивилизация! 

«Цивилизация!», — твердили все поголовно, когда в лапотной России славящейся кровавыми разборками на дорогах, внедряли ОСАГО — страхование гражданской ответственности автомобилиста и автомобиля перед третьими лицами. 

Я за рулём очень давно. Тогда ещё было мало женщин-водителей, за мной гонялись, подмигивали фарами, толпами бросались помогать поменять пробитое колесо. Я за рулём еще с доосаговской поры, когда любое ДТП могло превратиться в драку или в долгое судебное разбирательство. Правда, мои два ДТП закончились вполне цивилизованно и к обоюдному удовлетворению. Без драки и судов. Но иногда и впрямь доходило до большой крови и трагедий. 

Я помню ролики, рекламирующие «цивилизованное» ОСАГО. Два водителя после ДТП не бросаются в крик о правом и виноватом, не грызут друг другу глотки, а обмениваются карточками своих страховых компаний, которые урегулируют все проблемы, быстро и справедливо. Все будут довольны. Выглядело всё это невероятно соблазнительно, а вкрадчивый голос заверял, что теперь будет «как в Европе».  

Я ни разу не попадала в ДТП в Европе, США или Африке, так что не знаю, насколько правдивы были эти рекламные ролики. Но появление ОСАГО в России не оправдало ожиданий водителей. Более того, оно не оправдало ожиданий страховщиков, которым всё же приходилось платить этим застрахованным хоть какие-то компенсации.  

Сначала нужно было выбивать возмещение не в своей компании, а в компании виновника ДТП, ты не их клиент, а значит, они старались чужого отфутболить. Потом страховщики придумали подсчитывать коэффициент износа пострадавших запчастей и если машине 10 лет, то запчасти считали изношенными чуть не дотла, чтобы выплаты стремились к нулю. Никакие аргументы, вроде того, что «тормозные колодки я в прошлом году менял, им вовсе не десять лет», в расчёт не принимались.  

Закон работал скверно, его всё время совершенствовали, а страховщики параллельно ныли про 100-процентные убытки и выбивали повышение базовых и всех прочих тарифов. При этом скромно не договаривали, что в их представлении 100-процентные убытки— это, когда они заплатили комиссию агентам, покрыли свои расходы на офис и прочее, выплатили компенсации застрахованным и вышли в ноль. Жуткие убытки!   

Вот если бы эти застрахованные покупали полис, как «кирпич» у гопников, оставляли его под ближайшим кустом и никому ничего не надо бы было выплачивать — вот это был бы бизнес, а так сплошное расстройство. 

Чтобы как-то улучшить бизнес-проект, который вообще-то затевался как социальный, придумали новые поправки, которые должны были внедрить этим летом, но внедрят осенью, чтобы не злить покупателей полисов ОСАГО накануне единого дня голосования.  

Поправки, надо сказать, феерические. Предлагается отвязать цену полиса от региона и мощности машины, отчасти снизить и отчасти повысить базовый тариф, то есть расширить тарифный коридор, ввести надбавку для агрессивных водителей. Доказать степень своей агрессивности или отсутствие таковой можно только приобретя некое электронное устройство. Без этой принудительной «телематики», вероятно, всех водителей будут считать предельно агрессивными и начислять коэффициенты по максимуму. Автолюбителей утешают, что для среднестатистического автолюбителя, который купит эту «телематику», естественно у специально отобранных дилеров, полис подорожает на каких-то две тысячи, больше всех пострадают новички и злостные нарушители ПДД, а благонамеренные и безаварийные водители даже выиграют — мол, коэффициент «бонус-малус» рано или поздно снизит стоимость этой обязательной страховки. 

Мощность автомобиля, а также принадлежность к тому или иному региону и впрямь никак не связаны с риском попасть в ДТП. Хорошо, что их отменяют. Но отчего-то не обсуждается главная проблема ОСАГО в России. Мы — единственная страна в мире, где страхуют кентавра — водителя и машину одновременно. Так что при смене автомобиля все бонусы-малусы сгорают, точнее — сгорают только бонусы, о малусах страховщики не забывают. Максимальных скидок можно добиться за безаварийную езду на одном и том же автомобиле в течение десятилетий. 

А вот выплаты по этим полисам для кентавров не покрывают расходы на ремонт ни при каких обстоятельствах, если, конечно,  вы не начнете терроризировать страховую бесконечными судами или не являетесь как минимум двоюродным племянником управляющего. 

Закон, дающий право пострадавшему водителю выбирать между выплатой компенсации или ремонтом в сертифицированной и одобренной страховщиками мастерской, легко обойти — с автосервисами попросту не заключают договоры, потом молча выписывают клиенту явно не адекватные компенсации, даже не показывая калькуляцию, и — welcome в суд. Игра для самых упорных. 

Игра в «купи кирпич по имени ОСАГО» продолжается. Этот кирпич скоро подорожает. А ещё добавят второй кирпич в виде «телематического устройства», призванного зафиксировать благонадёжность и квалификацию каждого покупателя кирпича в виде ОСАГО. 

Смею предположить, что через годик придумают ещё ежегодные и, разумеется, платные поверки «телематики» в специально созданных сервисных центрах. Ведь все эти люди с юности помнят, как просто и прибыльно продавать кирпичи. А главное, это же цивилизованно. 

 

Расскажите друзьям:
  • Юрий Валентинович Смольянов Reply
    4 месяца ago

    Участники отечественного телематического рынка прочат ему бурный рост: мол, к 2020 году количество пользователей страховой телеметрии в России должно достичь двух миллионов. Поживем-увидим. Но своевременно задаться вопросом «Насколько вообще высока корреляция телеметрии с реальной безопасностью езды?» стоит…

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

6 + двенадцать =