Сергей Прокудин-Горский. Старая Россия в фотокрасках

155 лет назад родился Сергей Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии в России. В канун этой даты Президентская библиотека подготовила обширную коллекцию, посвящённую памяти мастера.  

 

«…Закрепляя на светочувствительной пластинке создание художественного вдохновения во всей роскоши его красок, мы передаём потомству бесценный документ», — так писал некогда Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 

В ходе вебинара «Наследие С. М. Прокудина-Горского и династия Булла», который состоялся в Президентской библиотеке, доклады специалистов библиотеки сопровождались демонстрацией фотоснимков мастеров-фотохудожников, а в докладе о судьбе и творчестве Сергея Михайловича были перечислены новые поступления документов, в том числе видеофильмы «Россия в цвете» и «Цвет времени». Обе эти ленты вошли в обширную коллекцию Президентской библиотеки «С. М. Прокудин-Горский (1863–1944)». 

Пионер цветной фотографии в России, изобретатель, профессор Сергей Михайлович Прокудин-Горский происходил из дворянского рода, в котором детям с младых ногтей прививали глубокое чувство своих национальных корней, преемственность как основное достоинство истории. И свою жизнь он посвятил тому, чтобы «запечатлеть и тем самым обессмертить многовековую культуру Родины». 

Прокудин-Горский обрёл известность во второй половине 1890-х. В те годы он начал выступать с докладами на химико-технологическом и фотографическом отделениях Императорского Русского технического общества, а также стал одним из организаторов курсов практической фотографии при ИРТО. 

Необходимость создания методической литературы для обучения он обосновывал в статье «Фотография в натуральных цветах»: «Многочисленные вопросы публики после моих демонстраций, касающиеся техники получения цветных изображений, ещё более укрепляют меня в мысли о желательности специального руководства по этой отрасли на русском языке. Отрывочные указания или переводные статейки не могут дать серьёзного понятия о таком деликатном процессе, как фотографирование в натуральных цветах». Для учеников курсов профессор написал ряд брошюр. 

В начале 1900-х годов в доме исследователя на Большой Подъяческой улице, 22, появилась лаборатория и мастерская,  здесь же стали проводиться занятия для слушателей курсов. 

О своём творчестве Сергей Михайлович нередко говорил с читателями со страниц журнала «Фотограф-любитель», оцифрованные номера которого доступны на портале Президентской библиотеки. Прокудин-Горский отводил цвету важную роль, подчёркивая, что именно благодаря этому фотография приобретает дополнительную образность. «Посмотрите на самый скучный пейзаж в природе, и всё-таки голубое небо, облачка, немного зелени — всё это даёт ему жизнь. Вот откуда интерес публики и ея восторг, когда она увидела нечто близкое к природе». 

Метод фотохудожника подробно разбирают «Записки Императорского Русского технического общества», посвящённые докладу и результатам работы Прокудина-Горского в области цветной фотографии. В статьях «Сергей Михайлович Прокудин-Горский», опубликованной в выпуске № 7 журнала «Фотограф-любитель», и «Вечера цветной фотографии», напечатанной в бюллетене «Фотографические новости» № 3, подчёркивалось, что Прокудин-Горский — учёный: профессор химии и член Императорского Русского технического общества. 

Первые цветные фотографии Прокудина-Горского произвели на публику ошеломляющее впечатление. Слава мастера дошла до императора Николая II. Встреча монарха и художника подробно воссоздана в одной из документальных лент, включённых в коллекцию. 

В видеофильме «Цвет времени» звучат воспоминания самого Прокудина-Горского: 

«Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла бы иметь, и прибавил: “Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и её древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины”». 

К этому моменту Прокудин-Горский уже начал формировать свою знаменитую фотоколлекцию, благодаря которой он сумел совершить путешествие по России начала XX века. 

В статье «Выдающийся деятель фотографии» в журнале «Фотография», № 4, С. Гаранина касается финансовой стороны вопроса. Каждое изображение обходилось автору в 10 рублей, за год делалось около 1000 снимков, обработанный материал требовал для хранения специального помещения. Предлагая государству приобрести уже готовые фотографии и субсидировать дальнейшую съёмку, учёный пишет, что необходима сумма денег, «которая даст мне возможность посвятить всё моё время на исполнение этой работы». 

Большой интерес к судьбе фотоколлекции достопримечательностей России проявил председатель Совета министров Пётр Столыпин. Он подписал несколько бумаг, в которых идёт речь об условиях покупки коллекции государством и месте её хранения. На портале Президентской библиотеки можно, в частности, ознакомиться с делом «О приобретении в казну коллекции фотографических снимков достопримечательностей России, составленной профессором Прокудиным-Горским». 

Фотохудожник с документальной точностью и отменным художественным вкусом увековечивал природные ландшафты, военные и технические памятники, храмы и монастыри, сумел запечатлеть особенности быта и разнообразие народов, населявших империю. Всё это наглядно подтверждает альбом фотографий «Просторы России в цветной фотографии» — проект был реализован при партнёрстве Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы и Президентской библиотеки. 

Прокудин-Горский не успел завершить свой грандиозный замысел — началась Первая мировая война, в империи назревал неизбежный социальный взрыв. Однако фотограф успел сделать снимки на Урале, в Сибири, в Крыму, Дагестане, Финляндии, Средней Азии, фотографии путешествий по Волге и Оке. К сожалению, часть огромной коллекции из-за событий 1917 года была утеряна… 

В 2010 году Библиотека Конгресса США передала в электронный фонд Президентской библиотеки около двух тысяч оцифрованных цветных фотографий Прокудина-Горского. Это снимки, сделанные в период с 1909 по 1912 год, а также в 1916 году. На них запечатлена Россия, её города и сёла, портреты простых людей и тех, кто принёс ей мировое художественное признание. Например, первый цветной фотопортрет Льва Толстого. Сегодня все эти работы находятся в открытом доступе в коллекции «С. М. Прокудин-Горский (1863–1944)». 

В киноклубе Президентской библиотеки состоялись показ и обсуждение фильма  голландского режиссера Бен ван Лисхаута «Инвентаризация родины». Эта картина построена на сопоставлении снимков Прокудина-Горского начала ХХ столетия и начала нашего века. 

Президентская библиотека знакомит с творчеством С.М. Прокудина-Горского жителей зарубежных стран. Так, в октябре прошлого года в Российском доме науки и культуры в Берлине, в рамках 69-й Франкфуртской книжной ярмарки, демонстрировалась выставка «Просторы России в цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского». В экспозиции было представлено 70 фотографий, сделанных мастером во время путешествий по Российской империи в начале XX века. 

Огромна не только историческая, но и культурная ценность старых фотографий: по ним реставраторы могут воссоздать то, что некогда было утеряно. В 2013 году Президентская библиотека передала музею-заповеднику «Старая Ладога» снимки памятников первой столицы Руси, благодаря которым ещё успешнее пошло  восстановление и сохранение росписей в храме Святого Георгия — одного из немногих сохранившихся образцов русских фресок XII века, большая часть которых была утеряна в XVII веке. 

«Важная цель, которую преследует цветная фотография, — оставить очный документ для будущего. Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники», — говорил фотомастер. «В одной из статей Прокудин-Горский заметил: “Фотография всё-таки, надо признаться, искусство протокольного характера”. Именно этот одухотворённый мастером “протокол” является теперь ценнейшим документом истории культуры», — замечает С. Гаранина. 

Прокудин-Горский оставил ещё и значительное литературное наследие: книги, статьи, полемические заметки, обращения к читателям в журнале «Фотограф-любитель», письма, наброски, записные книжки. Эти документы позволяют оценить уровень интеллекта и творческий темперамент художника: «Если играть на скрипке, то на инструменте Страдивари, — читаем у С. Гараниной в статье «Выдающийся деятель фотографии», — если снимать портрет, то Льва Толстого, ну а если Родину фотографировать, то непременно от Финляндии до Тихого океана». 


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × три =