7 выставок, которые вы могли посмотреть, пока стояли в очереди на Куинджи | Мозгократия
 

7 выставок, которые вы могли посмотреть, пока стояли в очереди на Куинджи

Дайджест
Декабрь08/ 2018

Очередь на ретроспективу Архипа Куинджи в Третьяковке еще не стала таким же мемом, как очередь на Серова, но в некоторые дни занимать ее можно практически от метро. Впрочем, всегда есть альтернатива: за те же час-полтора можно посмотреть другую выставку и напитаться художественными впечатлениями. Вот семь вариантов, однозначно заслуживающих внимания.

«Арлекины Серебряного века» в Третьяковской галерее

Если вы уже оказались в Лаврушинском переулке, «план Б» от вас буквально в двух шагах. В основном здании в залах графики как раз открылась выставка, посвященная трем замечательным художникам Серебряного века: Константину Сомову, Николаю Сапунову и Сергею Судейкину. Все трое участвовали в выставках объединения «Мир искусства», занимались книжным и театральным дизайном, придумывали обложки и виньетки, костюмы и декорации, да и в жизни театральные эффекты тоже любили. Арлекин – немного нелепый герой итальянского площадного театра – был их любимой маской и альтер эго.

Портреты жен и друзей поэтов (от Кузьмина до Блока), рисунки для настольного календаря на 1905 год, костюмы к «Принцессе Турандот», миниатюрные зарисовки – две сотни графических листов и немного живописи и фарфора из собственных фондов Третьяковки представляют срез рафинированной богемной жизни столетней давности.

Графика – материал хрупкий, бумага плохо переносит экспозиционный свет, и после выставки вещи на несколько лет будут снова спрятаны в запасниках, так что спешите видеть.

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
До 19 мая
Взрослый билет – 500 рублей, льготный – 250, дети до 18 – бесплатно

Михаил Ларионов в Новой Третьяковке

На выставку стоит сходить хотя бы ради того, чтобы подзарядиться яркими красками в серой московской зиме. И проследить за развитием нестандартной мысли одного из главных художников русского авангарда. Шаг за шагом от ранних ученических работ через освоение новомодных живописных веяний – импрессионизма, кубизма, фовизма, футуризма к народному искусству, солдатскому юмору, пышнотелым крестьянским Венерам, провинциальным франтам и франтихам и, наконец, главному его достижению, лучизму. Суть его заключалась в передаче объектов в пространстве с помощью цветных лучей, постепенно объект терялся, превращался в сплошное цветное марево, а Ларионов оказался в числе изобретателей беспредметного искусства в одной компании с Кандинским, Малевичем и Мондрианом.

Последняя большая выставка Ларионова была сорок лет назад. В советское время лучизм, как и весь авангард, не слишком жаловали, так что многие ключевые вещи остались за границей. Для нынешней ретроспективы работы собрали не только по отечественным музеям, но и привезли из парижского Центра Помпиду, галереи Тейт и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, музея Людвига в Кельне. И, хотя о вкусах не спорят, но если говорить по чести, то очередь должна стоять именно сюда.

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
До 20 января
Взрослый билет – 500 рублей, льготный – 250, дети до 18 – бесплатно

«Виктор Пивоваров. Московский альбом» в Мультимедиа Арт Музее

Виктор Пивоваров – один из основателей «московского романтического концептуализма» 70-х и иллюстратор детских книг. Это он рисовал для советских изданий Оле-Лукойе и других героев Андерсена, «Черную курицу» Погорельского и логотип журнала «Веселые картинки», так что можно утверждать, что концептуалистов в нашей стране знают даже дети. Выставка небольшая, представлено несколько его альбомов: знаменитый «Действующие лица» 1996 года, романтический «Флоренция» из 2000-х и совсем свежий живописный цикл «Москва, Москва!», созданный в прошлом году. Из художников своего поколения Пивоваров, пожалуй, самый уютный и веселый, рисунки в его альбомах тесно связаны с текстами, и это абсолютное удовольствие хоть для мимолетного взгляда, хоть для философских размышлений.

МАММ, Остоженка, 16
До 3 февраля
Взрослый билет – 500 рублей, льготный – 50-250, дошкольники – бесплатно

Савелий Сорин в галерее «Наши художники»

Главная специализация галереи – малоизвестные и полузабытые художники-эмигранты, которых она выводит из тени. За большими выставками обычно следует всплеск коллекционерского интереса и существенное повышение цен на аукционах. Галерея частная, но одна из немногих, с которой охотно сотрудничают большие музеи. Свои работы на выставки дают и Третьяковка, и Русский музей, в том числе и на эту. Сорин – портретист и ученик Репина, в начале ХХ века в Петербурге ему позировали Ахматова, Шаляпин и прочие герои Серебряного века. Во время революции он бежал в Европу, в Лондоне писал будущую королеву Елизавету, а позже в Америке портретировал семьи миллионеров. Словом, был художником успешным на обоих континентах и богатым. Поэтому работы, оставшиеся в мастерской, продавать не спешил, а завещал жене передать их на родину в музей. Тем не менее в основной экспозиции их не встретить, так что выставка – редкая возможность познакомиться с художником.

Галерея «Наши художники», Сеченовский пер., 2
До 27 января
Взрослый билет – 350 рублей, льготный – 150 рублей

«Матвей Казаков и допожарная Москва» в Музее архитектуры

Выставка для любителей архитектуры и знатоков истории города. Ни одна экскурсия по Москве не обойдется без упоминаний о Казакове, пик строительной активности которого пришелся на конец XVIII века. Сенат в Кремле и Петровский путевой дворец на Ленинградке, университет на Моховой, Дом союзов (раньше – Благородное собрание), 1-я Градская (она же Голицынская) больница и многие другие московские здания – его рук дело.

Жизнь архитектора закончилась трагически: он не смог пережить известия о сдаче Москвы Наполеону и пожара, в котором существенно пострадала архитектура, которой Казаков отдал все силы. Конечно, после 1812 года постройки были восстановлены, но часто с отступлениями от первоначального авторского замысла. На выставке собраны проекты, рисунки, чертежи и планы, объемные модели, и если вы хорошо знаете московскую архитектуру, то найдете немало отличий от ее сегодняшнего облика.

Музей архитектуры им. Щусева, Воздвиженка, 5/25
До 10 марта
Взрослый билет – 300 рублей, льготный – 150, дети до 16 – бесплатно

«Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская» в Музее современного искусства

Куклы для «Гофманиады» (вышедшего осенью полнометражного мультфильма, который снимали 17 лет), гротескные скульптуры «Карнавала», коллажи-гербарии с листьями, собранными по всему миру, и включенными в рисунок, театральные эскизы и макеты – на большой ретроспективе Шемякина, устроенной к его 75-летию, есть все, чем он занимался на протяжении жизни. По замыслу куратора, экспозиция разделена на залы-мастерские – для знакомства с внутренней кухней творческого процесса, а также на парадные, где представлен результат. Среди последних и пока еще малоизвестных работ – «Загадки» и «Говоры», которые Шемякин готовит к изданию вместе с институтом, изучающим старорусские диалекты и слова, вышедшие из употребления (здесь немало забавного, вроде «убивальницы», которая, на самом деле, – исподняя рубашка невесты из тонкого полотна, или «тяжелко», не спрашивайте, что это, ответ есть в экспозиции).

ММОМА, Гоголевский бульвар, 10
До 27 января
Взрослый билет – 350 рублей, льготный – 150, дети до 7 лет – бесплатно; по вторникам и пятницам – бесплатно для всех

«Исаак Левитан и авторский кинематограф» в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка с притянутой за уши концепцией, но тематически – самая близкая к пейзажисту Куинджи. Главным достижением Левитана справедливо считается «пейзаж настроения», передающий не только прозрачность воды и лунные дорожки, но само настроение щемящей меланхолии, которого так много в провинциальной русской природе. «Сними мне Левитана!» – расхожая режиссерская фраза, которая дала повод соединить живопись с авторским кино, точнее, с фильмами Эйзенштейна, Тарковского, Сокурова, Звягинцева, Соловьева. Сопоставление абсолютно формальное, не раскрывающее ничего нового, но и фильмы, и 30 подлинных пейзажей одного из самых узнаваемых русских художников (кроме Русского музея, Третьяковки и Плеса картины, привезли из Музея Израиля в Иерусалиме), безусловно, хороши, каждый по-своему.

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1А
До 20 января 2019
Взрослый билет – 300 рублей, льготный – 150, дети до 6 лет – бесплатно

Ирина Осипова

Источник: M24.ru

Расскажите друзьям:
Видео-интервью «За чашкой чая»
  • Дмитрий Гончаров: «Выборы — это манипуляция»

    Дмитрий Гончаров: «Выборы — это манипуляция»

    «Авторитарные выборы» — парадокс или реальность? В ВШЭ в Санкт-Петербурге с осени появится спецкурс по этой теме. А сегодня в гостях у ведущего Игоря Алексеева — Дмитрий Гончаров, профессор ВШЭ.   Метки: : выбор редакции, авторитаризм, видео-интервью, выборы, Высшая школа экономики, демократия
  • Павел Медведев: «Почему не показывают документальное кино?»

    Павел Медведев: «Почему не показывают документальное кино?»

    В России снимают около тысячи документальных фильмов в год. Но большинство из них никто не видит. Эту проблему обсуждают ведущий Игорь Алексеев  и режиссёр документального кино Павел Медведев.    Метки: : выбор редакции, видео-интервью, документальное кино, режиссёр Павел Медведев
  • Юрий Шевчук: «Мы живём, пока убиваем, и нам это аукнется»

    Юрий Шевчук: «Мы живём, пока убиваем, и нам это аукнется»

    Кто мы на планете Земля — оккупанты, венец творения или просто бездумные дети? И что нас ждёт в будущем? Об этом спорят ведущая Светлана Алексеева и эколог Юрий Шевчук.  Метки: : выбор редакции, видео-интервью, истощение ресурсов, рост народонаселения, эволюционный тупик, экология
  • Владимир Рекшан: «Я тоже жертва попсы!»

    Владимир Рекшан: «Я тоже жертва попсы!»

    Что такое попса — бизнес на инстинктах, часть нашей культуры, инструмент управления сознанием? Беседуют ведущий Игорь Алексеев и Владимир Рекшан, писатель, рок-музыкант, один из основателей Ленинградского рок-клуба.  Метки: : выбор редакции, видео-интервью, Ленинградский рок-клуб, попса, рок-музыканты
  • Светлана Агапитова: «Помогать детям надо быстро, а бюрократия как черепаха»

    Светлана Агапитова: «Помогать детям надо быстро, а бюрократия как черепаха»

    От кого надо защищать наших детей, почему, в чём и как? Ведущий Игорь Алексеев беседует со Светланой Агапитовой, Уполномоченным  по правам ребёнка в Санкт-Петербурге.  Метки: : выбор редакции, видео-интервью, закон и ребёнок, защита детей, Уполномоченный по правам ребёнка