SMS-привет от Большого брата | Мозгократия
 

SMS-привет от Большого брата

 Получила СМС. Владельцы сетевого магазина  интересуются, понравилось ли мне обслуживание. Большой брат в очередной раз напомнил, что смотрит на меня. Он всюду, он вечно бдит. Не моргая. 

 

Странные сообщения на мобильный с вопросом о качестве обслуживания приходят всё чаще. Моё мнение об их сервисе очень важно всем — владельцам магазинов и кафе, горнолыжного курорта, спортивного комплекса, библиотеки, даже Третьяковской галереиИ это несмотря на то, что я никогда не давала всем этим уважаемым заведениям и организациям свой номер телефона и не соглашалась стать «тайным покупателем», который готов потратить свое время на заполнение короткой анкетки о качестве товара или услуги. Тем не менее, мой номер телефона им известен, и они почти всегда точно знают, где и в какое время я побывала и не стесняются обратиться с просьбой о помощи и содействии. 

Во всём виноват Большой брат, который взял себе красивый псевдоним — Big Data. 

Big Data  колоссальные массивы данных обо всех в целом и о каждом в отдельности. В стеклянном цифровом мире за любым из нас тянется цифровой след, который показывает кто, что и где покупает, куда ездит и ходит, сколько времени тратит на еду, на походы по магазинам и развлечения. Мобильный телефон есть уже у всех и, как правило, человек не расстаётся с ним никогда, даже в постели. Так что гиганты мобильной  связи — МТС, Мегафон, Билайн — знают о нас даже больше, чем самые специальные спецслужбы: пол, возраст, увлечения, потребительские слабости, примерные доходы и расходы, а вдобавок и наше точное местонахождение с точностью до секунды. 

Такая информация дорогого стоит. И для бизнеса не поделиться ею в обмен на дорогие деньги — просто грех.  

Не так давно выяснилось, что мэрия Москвы уже четыре года закупает Big Data и тратит на это более 100 миллионов рублей в год. Тратит наши же, налогоплательщиков, средства, чтобы всё знать про нас. 

Намерения, разумеется, самые благие  улучшить работу транспорта, повысить качество градостроительного планирования и благоустройства в микрорайонах, подсчитать сколько и где нужно строить дорог, парковок, школ, детских садов и поликлиник. Исключительно добрые дела, и москвичам это ничем не грозит. Данные обезличенные. 

Правда, особо нервные граждане, свихнувшиеся на Оруэлле и его романе «1984» всё равно подозревают, что Большой брат использует или может использовать Big Data для политического контроля при планировании предвыборных кампаний или для надзора за протестными настроениями. Например, выбирать для оппозиционных митингов самое необитаемое место на карте города. Да и для агитации тоже.  

В конце концов, в 2016 году вполне обезличенные Big Data о личных профилях 50 миллионов пользователей Фейсбук позволили политтехнологам из лондонской компании Cambridge Analytica подобрать правильную целевую аудиторию потенциальных сторонников Дональда Трампа и, таким образом, повлиять на исход президентских выборов в США. Скандал был грандиозный, и Марк Цукерберг долго оправдывался перед пользователями и Конгрессом США, но это не отменило ни Big Data, ни торговлю ими. 

Колоссы сотовой связи не скрывают, что мэрия не единственный их клиент. Данные может получить кто угодно, расплатившись рублём или долларом, и это потребителю только на пользу — меньше будет спама в их телефоне, раз они будут получать исключительно целевые адресные рассылки. 

И вот тут начинается самое любопытное. Выходит, Big Data, которыми они торгуют, не такие уж обезличенные. Номер мобильного телефона вполне личная информация, к которой получает доступ неограниченный круг неизвестных владельцу этого номера лиц. 

Каждый раз, выйдя из музея, театра или магазина и получив СМС с вопросами, я вздрагиваю и невольно оглядываюсь. Умом понимаю, что это просто специально настроенный бот отследил местоположение моего мобильного и автоматически отправил сообщение, которое заблаговременно оплатил заказчик Big Data о клиентах, и никому нет дела до того, где и почему я бываю по пятницам, а где по понедельникам. Но всё равно как-то неуютно. У нас конечно не Китай, где Большой брат за неправильные покупки, визиты в неправильные места или неправильные сайты может отказать в кредите, отчислить из университета или отказать в продвижении по службе. Но все же чисто гипотетически любой злоумышленник с номером телефона может за дополнительную плату получить вполне конкретную информацию о конкретном гражданине и его образе жизни, что, собственно, и проделывали не раз наёмные убийцы или коллекторы. Это, конечно, коснулось очень немногих из миллионной армии владельцев мобильников, но всё же. 

К тому же я никому не разрешала — по крайней мере, осознанно — продавать мой номер сотового для всевозможных социальных или экономических экспериментов и не просила высылать мне рекламу или анкеты потребителя. Получается, что с помощью Большого брата и Big Data клиенты сотовых операторов, покупающие большие массивы данных, добились настоящей свободы по Оруэллу. Ведь по его логике, «свобода — это право говорить людям то, чего они не хотят слышать». Или посылать в виде SMS. 

В Евросоюзе уже прониклись проблемой, разрабатывают новую технологическую доктрину, которая должна помочь решить задачу передачи индивидуальным пользователям контроля над их личной информацией. А номер мобильника — очень личная информация, и, если уж все на моём номере зарабатывают, то почему я остаюсь в стороне? 

Не уверена, что европейцам удастся изобрести такую доктрину, цифровой мир непостижим и непостижимо прозрачен. Но может потребители Big Data рано или поздно поймут, что навязчивая рассылка рекламных или потребительских sms — это, опять же по Оруэллу, «громыхание палкой внутри помойного ведра». Откажутся от странной манеры приставать к совершенно незнакомым людям по телефону, и народ перестанет вздрагивать и озираться, получив sms-привет от Большого брата. 

Расскажите друзьям:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

8 + 16 =