Анатолий Собчак. Единственный из пятидесяти

Сергей Ачильдиев
Август12/ 2019

10 августа — день рождения первого мэра Санкт-Петербурга. Даже теперь, почти через два десятка лет после его смерти, находятся люди, готовые обвинить Собчака во всех смертных грехах… 

 

Он долгое время был широко известен лишь в узком кругу преподавателей и студентов — доктор юридических наук, автор более 200 книг и статей по экономике и праву. Но едва в 1988 году его избрали народным депутатом СССР, Собчака узнал весь Ленинград. А после того как вскоре появилась Межрегиональная группа депутатов и Собчак, один из её организаторов, стал к тому же одним из самых ярких её спикеров, — его узнала вся страна. 

Это было время крутых перемен в судьбах миллионов людей. Но лишь единицы в считанные дни превращались в политиков государственного и международного масштаба. Анатолий Собчак был в числе самых ярких политических фигур в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов. В июне 1991-го он победил на выборах главы мэра Северной столицы, и это было воспринято как само собой разумеющееся. А кто же ещё? Многие в Питере даже поговаривали, что вполне вероятно следующим после Бориса Ельцина президентом страны станет именно Собчак… 

Но никто, в том числе сам Анатолий Александрович, помыслить не могли, что ему выпадет та же судьба, что Михаилу Горбачёву и Борису Ельцину: вслед за всенародным обожанием — травля и умело срежиссированное разжигание всенародного неприятия. Впрочем, нет, Собчака ждала судьба ещё более страшная. Ему грозил арест, и гонения, в конце концов, свели его в могилу. 

Выступая на гражданской панихиде, Владимир Путин, в то пору исполняющий обязанности главы государства, сказал: «Я считаю, что это не просто смерть, я считаю, что это — гибель». 

Каких только небылиц не выдумали противники Собчака в последние годы его жизни! Генеральная прокуратура обвиняла его в превышении служебных полномочий и взяточничестве, телевидение — в прилюдном пьянстве и в том, что он не руководил городом, а красовался на концертах и балах… Прокурорские расследования показали, что взяток и превышения полномочий не было. Журналисты (и я в том числе), бывавшие на официальных приёмах и других мероприятиях по долгу службы, подтверждали: Собчак обычно появлялся с опозданием, произносил речь, пригубливал бокал с шампанским, затем о чём-то тихо разговаривал с важными лицами и уже через четверть часа устремлялся к выходу, где его обступали мы, корреспонденты, и терзали вопросами ещё минут десять. Потом, извинившись, он вырывался от нас и быстро уходил. Каждый день мэра был расписан по минутам. Достаточно сказать, что нередко он летал в Москву по два раза в сутки. 

В итоге все обвинения были сняты и наветы опровергнуты. Но шлейф остался. Уже и после смерти первого петербургского мэра некоторые считали своим долгом бросить в него камень. Очевидно, им казалось, что это признак хорошего тона. Ректор одного из петербургских вузов даже написал, что считает Собчака «одним из людей, персонально ответственных за развал Советского Союза и смену социалистической формации на государственное устройство некоего латиноамериканского типа». Вот такой глубокий анализ глобальных событий последних полутора десятка лет ХХ века. 

Конечно, Собчак не был ангелом. Он совершал ошибки — а кто их не совершал? В его решениях и поступках иногда явственно ощущались проявления авторитаризма — а как без этого, если он до этого полвека прожил при тоталитаризме, крайней форме авторитаризма? В его поведении на публике чувствовался налёт нарциссизма — а кто из мало-мальски крупных политиков не отличался этим качеством?.. 

О человеке надо судить не только по его слабостям, но и по его достоинствам. У Собчака их было неизмеримо больше, чем недостатков. Он обладал большой культурой, высоким интеллектом, глубокими знаниями, огромной работоспособностью — сочетанием тех качеств, которые не то что в России, в мировой политической практике встречаются редко… 

Некоторые считали, будто первый мэр Петербурга умеет только красиво говорить. Нет, он был человеком поступка. Доказательством тому — события лета 1991 года. В первый же день путча, 19 августа, мэр выступил перед собравшимися на Исаакиевской площади, стоя в распахнутом окне Мариинского дворца, с призывом не подчиняться указам ГКЧП. Если кто забыл или не знает, это был громадный риск: в случае победы путчистов — а в тот день их шансы ещё были необычайно велики — Анатолий Собчак оказался бы в первом же расстрельном списке. 

Со времени основания Северной Пальмиры во главе городской власти побывали свыше 50 — как их называли в старину — первоначальствующих лиц. В разное время эта должность именовалась по-разному: генерал-губернатор, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, градоначальник, председатель Петросовета, первый секретарь обкома и горкома компартии… Большинство имён этих первоначальствующих лиц Петербурга–Петрограда-Ленинграда исчезли в тенётах истории и сегодня известны только краеведам. 

Но есть и такие, кто сохранился в памяти горожан. 

Александр Меншиков — первый генерал-губернатор: был безграмотным (даже письма к жене писали за него секретари), но наворовал столько, что сам Пётр I выглядел рядом со светлейшим князем бедняком. 

Григорий Зиновьев: ещё при жизни горожане называли его «ромовой бабкой» — в пухнувшем от голода, вымиравшем после Октября 1917-го Петрограде он был неприлично толст и румян. 

Сергей Киров: согласно коммунистической мифологии, его любили рабочие, но если это и было так, то за то, что орал благим матом (и не только благим) да стучал по столу кулаком — значит, свой. 

Андрей Жданов: в 1930-е отличился массовыми чистками, во второй половине 1940-х — политическими погромами, а в блокаду не сумел организовать ни своевременную эвакуацию, ни запас продуктов. 

Григорий Романов: имел в народе прозвище «ГэВэ», именно при нём Северная столица окончательно превратилась в «великий город с областной судьбой»… 

Само собой, почти три века — большой срок. Были среди этих первоначальствующих и честные начальники, и добросовестные служаки. Но не было личностей всероссийского масштаба. Не было людей, которые, ощущая себя независимым политиком, отстаивали бы культуру родного города, его самостоятельность, его не только отечественную, но и европейскую, мировую значимость. Анатолий Собчак таким был. Пожалуй, единственный из пятидесяти. 

Поделиться ссылкой:

  • Юрий Смольянов Reply
    5 лет ago

    Что греха таить, этим безымянным ректором, назвавшим Собчака персонально ответственным за развал Советского Союза, был небезызвестный Александр Запесоцкий. В своих воспоминаниях «Анатолий Собчак: миссия исчерпана» он признался, что страстно ненавидел его до момента личного знакомства. Возможно отсюда берут истоки личные нелестные выводы коллеги по профессорскому сообществу…

  • Елена Reply
    5 лет ago

    Собчака Анатолия мы видим в его дочери. Интересно, Собчак Анатолий в гробу переворачивается? Да и высказывания Людмилы Нарусовой (не пожелавшей взять фамилию мужа ) нам стали известны. Скоро узнаем, что думал и чувствовал Собчак Анатолий.

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемнадцать + семнадцать =