Корсары ХХI века

Марианна Баконина
Сентябрь16/ 2019

Помните рыжебородого Фрэнсиса Дрейка, корсара Её величества, наводившего ужас на испанские галеоны и гавани от Вальпараисо до Картахены и Кадиса? Так вот, дело его живёт. 

 

Сейчас для большинства из нас слова «пират», «корсар», «капер», «флибустьер»  просто синонимы, обозначающие морских разбойников, банды которых бесчинствовали на морях с незапамятных времён. И бесчинствуют до сих пор — у берегов Сомали, Малайзии или Сингапура. Но если бы сэра Френсиса сравнили с босоногими парнями из какого-нибудь Пунтленда, которые захватывают танкеры и сухогрузы ради выкупа, он бы искренне оскорбился, поскольку сам он никаких законов не нарушал, хотя и грабил испанцев беспощадно и безжалостно. Не зря его удостоили рыцарского звания. Он был корсар, капер, служивший Родине на войне. 

Каперство  умышленный захват, разграбление и уничтожение коммерческих судов неприятеля или судов нейтральных стран, осуществляющих морские перевозки грузов и пассажиров в пользу какой-либо воюющей стороны кораблями, принадлежащими частным лицам, но имеющими специальный патент на грабеж, то есть с разрешения правительства государства, флаг которого реет на корабле. 

Наличие патента гарантировало каперам неприкосновенность их судов при встрече с кораблями дружественных стран, а в случае пленения врагом — статус военнопленных. В качестве вознаграждения за труды эти частные предприниматели от абордажа получали долю захваченного груза, могли и пленных продать в рабство, чем не гнушался, кстати, и сэр Френсис. 

Каперством и корсарством промышляли в Средние века и вплоть до начала ХХ века страны, которые претендовали на звание цивилизованных и в ту эпоху, и сейчас. Испания, Нидерланды, Франция и та же Великобритания. Пётр I во время Северной войны распорядился выдать поручику Ладыженскому и подпоручику Лауренсу Берлогену паспорта, чтобы «им каперить» шведские суда на шнявах «Наталья» и «Диана».  

Правда, без эксцессов не обходилось, и цивилизованное человечество задумалось о правомерности такого частно-государственного партнёрства. На Парижском мирном конгрессе 1856 года, аккурат после Крымской войны, была принята историческая «Декларация о морской войне», где чёрным по белому записали: «Каперство есть и остаётся уничтоженным».   

Ради защиты международного торгового мореплавания правительства-подписанты   Великобритания, Пруссия, Россия, Сардиния, Турция и Франция — призвали другие страны последовать их примеру. В течение десятка лет к Декларации присоединились Аргентина, Бельгия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Греция, Дания, Нидерланды, Норвегия, Перу, Португалия, Уругвай, Швеция, Испания и Япония. Соединенные Штаты Северной Америки покаперили ещё немного во время Гражданской войны, но в результате тоже согласились, что отдавать на откуп частным лицам право воевать на море дело не слишком благородное и не красит молодую республику.  

В VII Гаагской конвенции об обращении торговых судов в суда военные говорится, что для наделения коммерческих судов правомочиями комбатантов необходимо постановить это судно под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства предоставляющего флаг и принять капитана и экипаж на военную службу.  

Так оно и было весь ХХ век, а слова «пират» и «капер» потихоньку превращались в синонимы, пока… Теперь следите за манёврами… 

Газета The Financial Times сообщает, что капитан иранского танкера «Адриан Дарьа» гражданин Индии Ахилеш Кумар получал электронные письма спецпредставителя Госдепартамента США по Ирану Брайана Хука с предложением привести это судно в порт, где судно могли бы арестовать власти США, а капитана взамен одарить несколькими миллионами долларов. Причём для подтверждения серьёзности своих намерений господин Хук сопроводил письма телефонными номерами, чтобы капитан Кумар мог перезвонить и убедиться, что заманчивая оферта действительно поступила из Harry S Truman Building, именуемого в просторечии Foggi Bottomто есть от Госдепа США. Аналогичные послания получили капитаны и других иранских танкеров: миллионы зелёных денег в обмен на чужое судно. 

Сам господин Хук официально подтвердил, что письма посылал, оферта остаётся в силе, а кто откажется от столь заманчивой сделки, тот попадёт под санкции США, как уже попал под них капитан Кумар 

Отвлечёмся от экономической войны США с Ираном и природы этой войны. Взглянем на ситуацию глазами юриста-международника. Что собой представляет подобное предложение? 

Правильно, патент, выданный государством — в данном случае США, — частному лицу, разрешающий  захват торгового судна ради денежного приза, чтобы при этом навредить торговле враждебного государства. Причём Госдепартамент США, учитывая реалии ХХI века, решил не заморачиваться, как английская королева Елизавета I, снаряжением собственной частной каперской флотилии и поисками кого-нибудь похожего на сэра Фрэнсиса, а решил вербовать себе каперов прямо на борту судов противника. Тароватый сэр Френсис наверняка оценил бы идею и пожалел, что в его времена не было электронной почты, а потому ради получения патента надо было лично явиться в Лондон. 

Тем не менее, по всем формальным признакам упразднённую практику каперства можно считать возрождённой и даже одобренной самой сильной на море державой мира. 

Только вот вопрос: отныне могут рассылать каперские патенты исключительно США или другие тоже могут присвоить себе такие права 

Представьте себе, бороздит воды Индийского океана какой-нибудь сухогруз под шведским флагом и получает email из Пунтленда: мол, обещаем пару миллионов, если приведёшь своё судно в порт Босаса и подпись тамошнего министра иностранных дел. Чем он хуже представителя Госдепа?  

В своё время от каперства отказались государства, претендующие на звание цивилизованных, потому что на практике граница между благородным капером или корсаром и подлым пиратом была слишком условна и малозаметна, а стремление к прибыли то и дело толкало её переступить. Так что, США решили вычеркнуть себя из списка цивилизованных стран?.. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

15 − четыре =