Столбовский мир

Татьяна Хмельник
Февраль17/ 2017

400 лет назад он был очень нужен России, теперь о нём почти забыли.

В конце зимы 1617 года в деревне Столбово, близ Тихвина, был подписан мирный договор между Русским царством и Шведским королевством. Россия вернула себе Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов, но потеряла Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу, то есть выход к Балтийскому морю. Такова была плата за Смутное время.

Если племянник — католик, а дядя — протестант…

— А вот здесь, между двумя ручьями, Кровавым и Беседным, мирный договор заключили. Ручей Кровавым называется, потому что битва была большая, ручей от крови стал красным. Богатыри тогда бились, великаны, мы в огородах у себя кости находим — огромные, черепа — как вёдра. А битва — это та самая, после которой договор и подписали…

Вот так нам рассказывали в деревне Столбово на реке Сясь о месте, где стоит деревянный крест в память о подписании Столбовского мирного договора 27 февраля 1617 года. 400 лет прошло с тех пор. Мы подошли к этому кресту, поставленному в 2007 году, — на снегу наши следы оказались единственными.

Много утекло за эти годы и воды, и крови. Даже в XXI веке мы сталкиваемся с последствиями договора, который подписали на Сяси уполномоченные послы: с шведской стороны — граф Якоб Делагарди, Генрих Горн, Арвед Теннисон, секретарь Магнус Мартесон , с российской — князь Данила Иванович Мезецкий, дворянин Алексей Иванович Зюзин, дьяки Николай Новокшёнов и Добрыня Семёнов. Тогда от шведов бежали православные карелы, потомки которых и ныне живут в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях. А на их место, в опустевшие селения и на новые угодья заселялись карелы-лютеране из соседних шведских провинций — Эуряпяя (Äyräpää) и Саволакс (Savolax). Потомков этих переселенцев стали затем называть финнами-ингерманландцами. Так что Столбовский договор оказал сильное влияние на судьбы множества людей по обе стороны границы на протяжении многих столетий.

Чтобы осознать всё это как следует, надо сделать небольшой исторический экскурс.

События, которые напрямую были связаны с этим договором, начали активно развиваться в 1607 году. После того, как был убит первый Лжедмитрий и царём избрали Василия Шуйского, появился ещё один претендент на российский престол — Лжедмитрий II (Тушинский вор). Этот Лжедмитрий, одержав несколько побед над правительственными войсками, пришёл под Москву и стал лагерем в Тушине. Часть России открыто присягнула этому самозванцу, например, Псков, Гдов, Ям, Копорье.

Шуйский оказался в тяжелейшем положении: армия малочисленна и небоеспособна, часть страны — Сибирь, Астрахань, Казань — не спешит вмешиваться в ситуацию, часть перешла на сторону самозванца и поляков, которые стоят за ним. И тогда новый царь принимает уже давно предлагавшееся предложение о военной помощи со стороны шведского короля Карла IX. Однако шведский монарх был «неправильным» королём. Дело в том, что законным королём Швеции в 1594 году стал сын умершего в 1592-м Юхана III Сигизмунд III — король Польши. Но полноправным монархом двух стран он пробыл недолго, уже через несколько лет начались трения со шведской элитой, и в 1599 году он был окончательно свергнут своим дядей, будущим королём Карлом IX. Разногласия между дядей и племянником заключались не только в личных амбициях, но и в вере. Швеция приняла протестантство, а Сигизмунд воспитывался матерью Катариной Ягеллонкой в католической Польше. Сигизмунд не собирался мириться с потерей шведской короны. Ещё в 1598 году он пытался с 20-тысячным корпусом победить дядю Карла, но это не удалось, а затем польско-шведская война продолжалась вплоть до 1629 года.

Итак, в феврале 1609 году в Выборге был заключён договор, по которому на помощь Василию Шуйскому из Швеции пришёл 5-тысячный корпус наёмников под командованием Якоба Делагарди. Кроме положения об их финансировании, их прав и обязанностей, в договоре была запись о том, что за услуги, оказанные шведским королём, русский царь отдаёт крепость Корелу и Корельский уезд. Договор был подписан уполномоченными лицами в феврале 1609 года, а затем подтверждён Василием Шуйским.

Отряд Делагарди, совместно с отрядами правительственных войск Шуйского, освободил ряд городов и деблокировал Москву. Однако Корелу и Корельский уезд шведы официально так и не получили (по договору, Корелу необходимо было отдать в течение трёх недель с момента пересечения отрядом границы). Затем возникли проблемы с платой наёмникам, саботирование передачи Корелы с уездом и поражение в Клушинском сражении, свержение Василия Шуйского и призвание на российский престол Владислава — сына Сигизмунда.

Главное — титул писать правильно

Так бывшие союзники превратились в противников. Вскоре шведы и присягнувшие в 1611 году шведскому принцу как новому российскому государю новгородцы уже контролировали Старую Руссу, Новгород, Порхов, Яму, Копорье, Ивангород, Орешек и Корелу. Когда шведы убедились, что опасность со стороны польско-русского нападения миновала, а шведский принц на российский трон не сядет, они решили воспользоваться тяжёлой ситуацией, в которую попали русские, и решить с их помощью свои проблемы. В 1613 году шведы подписали мирный договор с Данией, по которому они были обязаны уплатить 1 миллион талеров. Воевать с московским государством шведы не хотели, а потому в 1614-м они предложили начать мирные переговоры. Москва согласилась на это только осенью 1615-го, после того как шведы начали осаду Пскова.

Переговоры начались около современного Демянска, и на них обсуждались условия освобождения шведами русских территорий. В переговорах активное участие принимали посредники — из Нидерландов и Англии, в то время это была обычная практика. Шведы с самого начала были готовы к выкупу за все территории (за исключением Корелы с уездом). Помощь Москве во время Смуты обошлась шведам дорого, но никакой оплаты не получили. Кроме того, были сорваны сроки передачи Корельского уезда.

В самом начале переговоров, в октябрь 1615 года, шведская сторона требовала возместить 7 миллионов талерам, но в феврале следующего года снизила эту сумму до 4 миллионов, что равнялось 2 миллионам рублей или 40 бочонкам золота. Был предложен и другой вариант: если у русского царя нет таких денег, пусть откажется от крепостей Копорье, Орешек, Ивангород и Ям с уездами и выплачивает, тогда выплата составит лишь 150 тысяч серебряных рублей.

Эти варианты, одновременно с подписанным коротким перемирием, были направлены в Москву в феврале 1616 года. Голландские посредники в своих письмах отмечали, что московские послы при оформлении этих предложений больше внимания уделяли формальным сторонам. Например, они требовали увеличить титул московского царя и сократить титул шведского, а также поменять местами упоминание государей — московский должен писаться первым. Но царь Михаил Фёдорович отказывался рассматривать эти условия, считая их невыполнимыми. От шведов стали требовать полного вывода войск с захваченных территорий. Шведская сторона, в свою очередь, настаивала, чтобы Москва определилась с предложенными вариантами, и в случае отказа от обоих грозила начать новую войну.

Отдать города или деньги?

12 сентября 1616 года царь, наконец, поднял вопрос на Земском соборе: уступать ли шведам новгородские города или заплатить 2 миллиона рублей? И если давать деньги, то где их взять? На соборе постановили, что выгоднее отдать города.

Получив эти инструкции, переговоры со шведами начал… нет, не руководитель российской делегации князь Данила Мезецкий, а английский посредник Джон Меррик. В результате долгих дебатов в октябре-ноябре 1616-го Меррик и шведы подписали начальные пункты будущего мирного договора, в которых было определено главное условие: шведы возвращают захваченные Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу и Гдов с уездами, а Москва признаёт за шведами права как на отданную ранее Корелу с уездом, так и на часть контролируемых шведскими войсками земель — Копорье, Орешек, Иваногород и Ям с уездами. Также была предусмотрена выплата денежной компенсации в размере 20 тысяч рублей серебром. Во время торга о сумме выкупа шведы, снизив свой запрос до 30 тысяч рублей, заметили, «что одна вышитая жемчугом шапка и риза митрополита по своей стоимости почти равны этой сумме».

Только после подписания 3 декабря 1616 года этого предварительного соглашения началась подготовка к непосредственной встрече официальных делегаций и обсуждению остальных условий мирного договора. Переговоры («съезды») официальных посланников проводили в резиденции английского посредника, которая находилась «в Семёновском поместье Репьева в сельце Столбове». Сами делегации жили в стороне.

Первая встреча официальных посланников состоялась 31 декабря 1616 года. Последняя — 27 февраля 1617 года, когда и был подписан мирный договор. Всё это время обсуждались вопросы о порядке и сроках передачи городов, о том, кто и в течение какого времени имеет право выбрать государство для дальнейшего проживания, а также какие титулы будут использовать их государи в дальнейшем.

Результат мирного договора удовлетворил обе стороны, и все участники переговоров получили достойное вознаграждение. Сейчас, спустя столетия, можно по-разному оценивать ответ на поставленный на Земском соборе вопрос — городами или деньгами расплачиваться со шведами? Но нельзя забывать, что в том же 1617 году поляки предприняли очередной поход на Москву. И годом позже к Речи Посполитой перешли Смоленск, Чернигов и другие города. Московское государство снова уменьшило свою территорию.

Кроме того, затраты российского государства по результатам Столбовского договора 20 тысячами рублей не ограничились. Дело в том, что при смене государственного (и религиозного) подчинения после Столбовского мира переселение православных карел в Московское государство начало носить глобальный характер. Это вынудило шведов в 1649 году, под угрозой новой войны, начать переговоры с целью прекратить уход населения в Российское государство. Шведские власти требовали возврата перебежчиков за последние восемь лет и компенсации убытков в размере 500 тысяч рублей. В результате сошлись на 190 тысячах и отказались от идеи возвращать перебежчиков.

Затем была война 1656-58 годов, которая принесла только военные расходы и человеческие жертвы. И лишь в результате Северной войны 1701-1721 годов Пётр I не только приобрёл Прибалтику и Выборг, но и вернул отданные по Столбовскому договору земли, заплатив Швеции за них 2 миллиона талеров.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двадцать + четыре =