Серия неожиданных — во всяком случае, неожидаемых — антикоррупционных акций 26 марта быстро обросла мемами и хэштегами. Один из самых расхожих: «крестовый поход детей».
Штампы, в том числе штампы исторические, — штука удобная, но иногда стоит вспомнить, что собственно заштамповано. Что за дети, что за поход, какой крест?..
Считать этот поход назидательным примером и триумфом светлого порыва чистых юношеских душ могут только невежды или совсем уж прожжёные циники.
Крестовые походы вообще явление противоречивое, что доказали европейские историки Нового времени.
Однако в сознании рядового представителя Запада даже сейчас крестовый поход вещь нужная, полезная и благородная. Не зря же о крестовом походе заговорил Джордж Буш-младший сразу после событий 09.11. Перестал, только когда ему указали, что это политически некорректно, исторически безграмотно и стратегически невыгодно.
После российских митингов 26.03 взрослые дяденьки и тётеньки тоже вспомнили средневековую историю, хэштег #крестовыйпоходдетей стал весьма популярен.
Писали с энтузиазмом: «Чувствовал себя немудрым старцем среди всей этой бушующей юности, это главное впечатление и это, конечно, хорошо». «Дети бдят, пока мы дремлем!».
Это из Курта Воннегута, о нем мы ещё вспомним, но сначала вернёмся в седую древность.
1212 год, год крестового похода детей.
Всё началось с того, что два отрока-пастушка начали проповедь. Один — во Франции, другой — в Германии.
Немец Николас из Кёльна поведал будущим соратникам о явленном ему видении. Будто отрокам юным и чистым следует идти освобождать Гроб Господень и отвоёвывать Иерусалим. Будто море расступится перед ними и дойдут они до Святого Града посуху, а сарацины, увидев юное воинство, сами примут христианство, и воссияет повсюду свет истинной веры.
Стефану из Клуа было другое видение. Ему явился сам Иисус, или монах от имени Иисуса, и велел передать письмо аж самому королю Франции, чтобы тот помог юным героям отправиться в новый крестовый поход. Николас и Стефан начали свою проповедь и агитировали так убедительно, что отовсюду к ним стали стекаться дети и юноши, девы и отроковицы, готовые немедленно следовать в Святую Землю с благой целью вернуть христианам Гроб Господень.
Не стоит удивляться успеху двух новоявленных харизматиков. Настроение тогда в Европе было такое.
О необходимости и святости принятия креста и войны с сарацинами говорили уже полтора века. Взрослые, короли, графы и герцоги уже пошли однажды в Святую Землю и даже отвоевали Иерусалим. Правда, сопровождался подвиг большой кровью и не менее большими раздорами. Потом крестоносный пыл угас. Взрослые занялись своими взрослыми делами. Императоры германские ссорились с папами Римскими за инвеституру, короли французские добивались расширения владений, английская знать сражалась с собственными королями за права и привилегии. И так везде: усобицы, войны, алчность, интриги и предательства. Нет, о святости крестоносной идеи и обязанности вернуть христианам Святую Землю говорили постоянно, и даже крестовые походы организовывали. Только как-то неуклюже, не без задней мысли, не без оглядки на собственный корыстный интерес. В результате этих нелепых военных экзерсисов христиан Саладин отвоевал Иерусалим, а в Европе ещё вдохновеннее стали рассуждать о святом долге христиан на Святой Земле… Так примерно рассуждают сейчас о борьбе с коррупцией.
Вполне закономерно, что на этом, как мы бы сказали сейчас, информационном фоне, дети, подростки и юноши поняли, что взрослые ни на что не годны, погрязли в грехах и дрязгах, и что только им, безгрешным и молодым под силу отвоевать Гроб Господень.
Детей было так много, и были они настолько энергичны, что даже взрослые поначалу заинтересовались. Например, король Франции Филипп Август решил поддержать юных героев. Правда, не без задней мысли: крестовый поход должен был понравиться папе Иннокентию III, а королю так нужна была папская поддержка в войне с английским Иоанном Безземельным.
В общем, дети выступили в поход. Путь из Германии лежал через Альпы, где большая часть будущих победоносных крестоносцев погибнет от голода и холода. Французские юнцы из воинства Христова добрались до Италии более или менее благополучно и даже добились аудиенции у папы Иннокентия III.
Этот серьёзный человек был слишком занят большой европейской политикой, Германией, Сицилией, строительством на месте Византии, поверженной, как раз крестоносцами, Латинской империи, внедрением католичества в Волынских и Галицких землях… Папе Иннокентию III было не до детей и не до их благих порывов. Он мудро посоветовал юнцам не морочить ему голову и вернуться домой. Некоторые так и поступили.
Но пылкое большинство осталось в Италии. Ждали, когда море расступится, как сулили видения их вожаков. Король Франции Филипп Август мгновенно утратил интерес к желторотым крестоносцам, а море всё не расступалось. Так бы они и осели полунищими побирушками в Генуе, если бы не два благородных человека купеческого звания — Гуго Феррерус и Гийомо Поркус. Купцы бескорыстно предложили детям, мечтающим освободить Гроб Господень, доставить их к Иерусалиму на торговых кораблях компании. В порядке спонсорской помощи, как мы бы сформулировали сейчас.
Добрые, понимающие взрослые пошли навстречу самым упорным и целеустремленным детям. Несколько тысяч юных воинов Христовых погрузились на семь кораблей и отплыли к Святой земле на святое дело.
Больше их никто не видел.
Лишь два десятка лет спустя, в Генуе объявился некий монах, который якобы был на одном из этих кораблей и сопровождал детей до самого конца, когда их вместо благословенной Палестины доставили в Алжир и передали с рук на руки пиратам-работорговцам. Вроде бы у спонсоров-судовладельцев с самого начала была такая задумка…
Таким был пресловутый крестовый поход детей, превратившийся после антикоррупционных митингов 26.03 в популярный хэштег, под которым циничные или невежественные взрослые радуются детским подвигам. Или цитируют Курта Воннегута: мол, «дети бдят, пока мы дремлем»! Но не рассказывают, что бдящие дети сгинули в Альпах, умерли от голода или были проданы в рабство, и всё это во многом благодаря содействию или бездействию дремлющих взрослых.
Эти циничные или невежественные люди, радующиеся крестовому походу детей и цитирующие Воннегута, забывают добавить, что великий роман называется «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». И забывают напомнить другой совет Воннегута: «блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять!».