Победили мужество и терпение русского солдата

В канун 140-летия со дня начала Русско-турецкой войны Президентская библиотека открывает для широкого доступа малоизвестные, раритетные книги и документы.

Эта война между двумя огромными империями, начавшаяся 24 апреля 1877 года, стала во многом поворотным событием в истории не только балканских стран, но также России. И это нашло отражено в редких изданиях, которыми так богат электронный фонд Президентской библиотеки.

Очевидно, что к началу боевых действий соотношение сил сложилось в пользу России. В результате военных реформ 1862–1874 годов, которые проводил военный министр Дмитрий Милютин, русская армия стала лучше укомплектованной, обученной, вооружённой и в целом гораздо более боеспособной, чем во время Крымской войны. Так, пехота имела на вооружении винтовку «Бердана № 2», усовершенствованную американским конструктором Xайремом Берданом вместе с русскими оружейниками настолько, что даже в США её стали называть «русской винтовкой». В то время «берданка» справедливо считалась лучшей в мире.

Как пишет В. Лунин в подробнейшем исследовании 1900 года «Русско-турецкая война 1877–1878 гг.», положение веками угнетаемых Турцией балканских народов было таково, что 24 апреля 1877 года последовало объявление войны Порте, и был обнародован Высочайший манифест, в котором АлександрII заявил: «Мы не переставали стремиться к тому, чтобы склонить Порту к преобразованиям, которые могли бы оградить христиан Боснии, Герцеговины и Болгарии от произвола местных властей… Но ожидания наши не оправдались. Турция отказом своим поставляет нас в необходимость обратиться к силе оружия».

Русский генералитет к 1877 году состоял преимущественно из бывших николаевских служак, которые и в молодости не блистали талантами, а под старость растеряли даже то, что имели. Проверенные в боях военачальники занимали второстепенные должности и не могли влиять на высшее командование. Например, Николай Столетов командовал болгарским ополчением, а Михаил Скобелев в начале войны вообще не имел должности, оказавшись на положении «вольноопределяющегося генерала».

Между тем в книге 1885 года «Действия отрядов генерала Скобелева в Русско-турецкую войну 1877–78 годов» А. Куропаткин рассказывает про храбрость и поразительные тактические и стратегические решения генерала в битвах за Плевну и Ловчу. Именно тогда открывался единственный для русских шанс взять Константинополь, «город городов»: «Главная масса турецких войск была сосредоточена в четырёхугольнике крепостей поблизости от Варны. Вторая оборонительная линия турок — Балканы — почти не была занята. Затем за линиею Балкан, к югу от них, местность была обнажена до самого Константинополя, в котором находился слабый общий резерв войск». Однако никто из облечённых властью генералов не взялся за эту историческую миссию.

Одну из лучших книг о Скобелеве «„Белый генерал“ Михаил Дмитриевич Скобелев» написал в 1895 году С. Дитмар. Он рассказывает о зимнем штурме Балкан, сопоставимом разве что с переходом Суворова через Альпы: «После сдачи Плевны дивизия Скобелева уже приготовилась к зимнему переходу через Балканы. Вскоре после этого Скобелева делают начальником славной 16 дивизии, которая иначе и не зовется, как „Скобелевская“. Предстоял переход через кручи и вершины, засыпанные снегом, по глубоким ущельям. „Ребята!.. Предстоит переходить Балканы с артиллерией, без дорог, пробивая себе путь в виду у неприятеля. В горах нас ожидает турецкая армия. Надо идти по такой дороге, по какой и зверю не пройти… Пройдём ли?“ „Пройдём, ваше превосходительство!“».

Можно только поражаться мужеству и терпению русского солдата, перемогающего нечеловеческие невзгоды: «С артиллерией была истинная мука; горные орудия на саночках шли волоком, солдаты, наклоняясь головой вперёд, хрипя, тащили их на лямках. Весьма мучительно было ещё и ещё раз взбираться на горы, после того, как, поскользнувшись, скатывались вниз, где тонули по горло в снегу. Всё было мокро на себе: и сам, и платье… А выберешься, морозом охватит, рубашка деревенеет, и на волосах образуются куски льда».

Отеческим отношением, умением вовремя, по-суворовски, снять напряжение шуткой Скобелев поднимал и вёл полки за собой. «При штурме турецких позиций, когда утомлённые солдатики останавливались, говоря: «моченьки нет от усталости, ваше превосходительство», — Скобелев кричал им: «Благодетели, каша будет вечером, кашей накормлю; возьмите только турецкую батарею!». И солдаты, смеясь от души, напрягали последние силы и брали неприятельское укрепление».

Хранящийся в электронном фонде Президентской библиотеки автореферат кандидатской диссертации О. Яковлева 1980 года «Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и русское общество» подводит итоги войны: Сербия, Румыния и Черногория, вассалы Турции, получили независимость. Болгария, нищая бесправная провинция, обрела статус княжества, со своим правительством и войском. Турция обязалась выплатить России контрибуцию в 1410 млн. рублей, и в счёт этой суммы уступила ряд городов на Кавказе, а также отторгнутую у России после Крымской войны Южную Бессарабию.

«Общественный подъём периода русско-турецкой войны 1877–1878 гг. привёл к усилению политической активности населения страны, — пишет в автореферате диссертации Яковлев. — В этот период широкие общественные круги России связывали с окончанием войны надежды на внутренние изменения в стране, но, освободительная для Болгарии и других балканских стран, эта война не вызывала от правительства в самой России никаких уступок русскому обществу, что привело к обострению внутриполитического положения, оживлению земского оппозиционного и росту революционных движений. Война способствовала возникновению революционной ситуации конца 70-х – начала 80-х гг. XIX века».

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

16 − 5 =