От Пол Пота остался только запах горелой резины

Главный «красный кхмер» фактически не изобрёл ничего нового. Он только довёл до логического предела идеи тех, кто призывал к счастью всеобщего равенства.

Вряд ли кто-то из нас отметит да и вообще заметит приближающуюся годовщину смерти Пол Пота, одного из самых страшных убийц ХХ века, которые всегда появляются, едва люди возмечтают сказку сделать былью.

Его настоящее имя Салот Сар звучит куда менее громко — почти как Джугашвили в сравнении со Сталиным, хотя Пол Пот всего лишь сокращение от скромной Политики Потенциального (возможного). Вождь «красных кхмеров» получил начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом — тоже начинал, можно сказать, с духовной семинарии. Затем изучал инженерные науки в левом Париже 1950-х и, видимо, уже тогда по-инженерному последовательно размышлял о том, как коммунистам после победы избежать обратного буржуазного перерождения.

Товарищ Пол Пот, как и товарищ Сталин, приходил к власти в своей секте без блеска, но когда 17 апреля 1975 года его «революционная армия» вошла в Пномпень, он прогремел на весь мир. И только в Советском Союзе о нём не принято было говорить громко, покуда оставалась надежда приручить этого, судя по фотографиям, улыбчивого тигра.

Новый диктатор — новая железная метла — переименовал Камбоджу в Кампучию и объявил о построении нового общества в течение нескольких дней, без всякого там врастания социально чуждых элементов в прогрессивное перерастание. Первыми были казнены высокопоставленные деятели прежнего режима, затем наступила очередь офицеров, врачей, учителей, воспитателей детских садов, членов всех религиозных общин и прочих паразитов.

Но этого было мало — кампучийские чевенгурцы последовательно уничтожили не только то, что было способно послужить источником эксплуатации, но и то, что могло послужить источником соблазна — всю буржуазную технику от автомобилей до кофемолок, публично и показательно. Мало того, поражёнными проказой буржуазности оказались целые города как таковые, города как класс, а потому их обитателей, кроме самых растленных, расстреливавшихся на месте преступления, то есть проживания, следовало отдать на перевоспитание в чёрные работы — только так можно было дать окончательное решение капиталистического вопроса.

Социальной базой окончательного решения, ещё не тронутой буржуазным разложением, служили беднейшие и темнейшие крестьяне, а также подростки. Стрелять из «калашникова» они могли лет с четырнадцати, а подглядывать и доносить так и с семи.
В итоге из семи миллионов человек, живших в стране, Пол Пот уничтожил от одного до трёх миллионов (как всегда, цифры варьируются), покуда не был вышиблен обратно в леса войсками Вьетнама, уставшего от слишком беспокойного соседа. Сталин был умнее, он понимал, что революции, помимо мотыг и винтовок, необходимы танки и самолёты (правда, буржуазного перерождения и он не сумел предотвратить).

У всякого нормального человека одни только горы черепов отбивают охоту интересоваться, какими политическими химерами руководствовался кхмер-утопист, но те, кому коммунистическая сказка до сих пор светит и греет, — для них путь Пол Пота и поныне исполнен не только высшей мудрости, но и высшей человечности.

Почитайте наш родной Рунет — «этот самый человечный человек был подло оклеветан империалистами, перепугавшимися такого соблазна, как скромная жизнь без сатанинских денег». Он отказался и от собственного псевдонима, а носил скромную партийную кличку товарищ-87 (прямо как в романе «Мы»), экономен был до того, что для врагов жалел даже пуль, предпочитая забивать их мотыгами, в наследство оставил пару поношенных гимнастёрок и даже сожжен был на костре из изношенных автомобильных покрышек.

Наша интеллигенция долго возмущалась тем, что юристы никак не дадут точного определения фашизма. Но беда в том, что фашизм не создаёт никаких новых принципов, он лишь проводит в жизнь нечто вполне привычное, только делает это с ужасающей последовательностью. Фашизм — это бунт простоты против трагической сложности социального бытия.

Пол Пот не выдумал ничего нового. Не уничтожить, так почти обесценить деньги, устраивать общие трапезы, чтобы не оставить возможности тайно предаваться роскоши — это делалось ещё в Спарте. Изолироваться от чуждых нравов — это веками практиковала Япония (кое-что помним и мы). Отнимать детей у заражённых «старьем» (Маяковский) родителей — такой проект в разгар якобинского террора самолично представил Конвенту Робеспьер. «Нежные друзья человечества» намеревались «создать новый народ», для чего все дети с пяти лет должны были передаваться в общественные заведения по 400-600 воспитанников в каждом, и там их ожидало полное равенство в строгой дисциплине, производительном труде, почтительном уходе за престарелыми, одинаковая еда, одежда и постель — все дешёвое, но «удобное и полезное для здоровья» (вино и мясо исключалось; за воспитателями и завхозами надзирал родительский комитет). Да что Робеспьер — точно такой же проект в 1964 году в прогрессивном «Новом мире» опубликовал статистик и экономист академик Станислав Струмилин.

Нетрудно и сегодня отыскать крестьян, считающих горожан паразитами (страшно сказать, но примерно так думал и великий Лев Толстой). А нехитрая мысль, что Запад паразитирует на Востоке, видимо, найдёт ещё больше сторонников.

Короче говоря, Пол Пот живёт в каждом, кто видит в истории не трагедию, а мелодраму, разделяющую мир на беспримесное Добро и Зло, на Прогресс и Реакцию, на Единственно Правильный Путь и бесчисленные заблуждения.

Пол Пот будет жить, покуда мы хотим чувствовать себя безупречно правыми.
Это и объясняет, как один безумец мог подчинить миллионы: на самом деле не диктатор подчиняет народ, но одна часть народа подчиняет другую. Если точней — организованное меньшинство, захваченное какой-то чарующей мечтой, может с лёгкостью подчинить аморфное большинство, погружённое в личные заботы. Власть диктатора — всегда власть какой-то грезы.

Добавить нечего: развеивается сказка — и от тирана остаётся лишь запах горелой резины.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × четыре =