Почему серьёзных, думающих средств массовой информации становится у нас всё меньше? Их убивает погоня за деньгами.
Тот разговор с Олегом Рудновым, главой Балтийской медиагруппы (БМГ), я запомнил очень хорошо и вспоминал потом не раз.
— Что делать со 100ТВ? Доли низкие. Только футбол и спасает… — говорил мне Олег Константинович.
По всему чувствовалось, что его это очень тревожило, и заговаривал он на эту тему далеко не только со мной.
— Думаю, в ваших словах и содержится ответ, — сказал я. — Футбол любят смотреть миллионы, а интеллигентные спичи и дискуссии — для избранных.
— Так ты что предлагаешь — стать такими же, как…? — и он назвал один известный телеканал, жёлтый, как сумасшедший дом.
— Упаси Бог! Я только хотел сказать, что для любого СМИ, которое адресуется к культурной, думающей аудитории, а значит, к тем, кто и способен изменять нашу жизнь, доли у 100ТВ очень даже высокие.
— Ты как с Луны свалился! Нет в природе такой системы, которая учитывала бы качество аудитории. Поэтому все ориентируются на общие данные.
…Тот разговор состоялся осенью 2014-го, а в январе следующего, 2015-го, Олег Константинович скоропостижно умер. Потом было то, что было: появление «московского гостя», который закрыл всё, чем располагала БМГ, — 100ТВ, радио «Балтика», газеты «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смена»… И всё это умерло безвозвратно.
Многие, очень многие — не только сотрудники и журналисты БМГ, но также их зрители, читатели, слушатели — до сих пор уверены, что всему виной тот самый «московский гость». Но, по большому счёту, дело вовсе не в нём. Он — всего лишь функция…
Ещё на заре туманной молодости, когда я только делал первые шаги в журналистике, умница и необыкновенно яркий талант Аркадий Спичка объяснил мне:
— Это старая дилемма, она возникла одновременно с нашей второй древнейшей, — идти на поводу у массовой аудитории, с её низкими, а порой просто низменными запросами, или стараться поднимать её до более высокого интеллектуально-культурного уровня? Если идти на поводу, превратим свою профессию в первую древнейшую.
При советской власти большинство журналистов так и поступали. Потому и пользовались широким уважением, несмотря на тот идеологический пресс, под которым им приходилось работать.
Сегодня приоритеты развернулись в прямо противоположном направлении. Всё более значимая часть журналистики не просто «идёт на поводу» — она старательно формирует самые низменные, самые испорченные вкусы.
На телевидении ведущим жанром стало ток-шоу. Причём, за редчайшими исключениями, сугубо специфическое — где шоу хоть отбавляй, а ток сведён к выкрикиванию банальностей и скабрёзностей. Зачастую по ту сторону экрана так орут, что слюной брызжут даже на эту. Если у кого из этих крикунов и есть собственное мнение, то они его не разделяют и первым делом стремятся прилюдно это засвидетельствовать.
Газеты, не желая отставать от ТВ, начинаются с того, где и с кем нынче провела ночь популярная певичка. И этим же заканчиваются. Возникает стойкое ощущение, что эти события и есть самые главные в нашей жизни, важнее любых социальных достижений и проблем. Более или менее серьёзные события запрятаны в середину и так ослеплены ярким жёлтым светом, что уже и не понять, где правда, а где ложь.
Ещё в современных СМИ распространено публичное перетряхивание грязного белья некогда всенародно любимых актрис. Создатели таких программ и статей даже не пытаются сдержать свою буйную фантазию, да и зачем? — умершие актрисы уже не могут защитить свою честь, а живые сами заказывают эту похабную музыку, считая, будто даже плохая реклама тоже хороша.
Серьёзная политическая аналитика, фельетон с участием политических фигур, проблемная статья, а тем более проблемный очерк, вымирают, как жанр. Вся эта «заумь» перекочевала в гетто для умников.
Приветствуется другое: агрессивность, глупые и пошлые шутки, юмор на уровне «гы-гы-гы» и ниже пояса, квази-патриотизм, особенно если речь идёт о чужих странах и политических деятелях… На телевидении широко ценятся поддакивание телеведущему по любому поводу и аплодисменты массовки, раздающиеся по команде.
В некоторых оппозиционных газетах иные журналисты специализируются на иронических заметках о «контенте» в других СМИ и прежде всего о том, что демонстрируется на ведущих телеканалах. Да, коллегам есть на чём оттоптаться. Но с уверениями в том, будто такова политика, спускаемая сверху, согласиться не могу. Просто не могу поверить, чтобы люди в высших эшелонах власти советовали главам медиахолдингов: вы там давайте что-нибудь поглупее, хамское да с пошлятинкой.
Уверен, всё гораздо проще. Одни журналисты стараются бежать впереди паровоза, считая, что там, наверху, это оценят. Вторые так говорят и пишут, потому что это проще — не надо напрягать мозг. Но и те, и другие отлично знают: чем обильнее брутальность, выше похвала заурядности, чаще подглядывание в замочную скважину и громче смех над теми, кто поскользнулся на арбузной корке, — тем больше рейтинги, реклама и гонорары. И всё это бизнес. Как говорится, только бизнес, ничего лишнего.
Сколько раз слышал этот афоризм — столько раз не мог с ним примириться. Нет, настоящий бизнес — больше, чем бизнес. Это вдобавок ответственность за то, что ты продаёшь, и за того, кому продал, это чем выше доход, тем выше ответственность не только за своего клиента, но и за всё общество. Помощь больным детям, юным талантам, учреждениям культуры, медицины, науки, образования etc. — как такое может быть лишним?!
А журналистика, если она вообще бизнес, то в самой малой степени. Прежде всего это доверительный разговор с читателем, зрителем, слушателем. Без подленького подыгрывания низменным вкусам. Без дешёвого позёрства. Без малейшего стремления кого-то обидеть, тем более оскорбить.
Но именно такую журналистику мы теперь теряем. И будем терять дальше. Пока не научимся объяснять рекламодателю, какой клиент ему нужен.
Юрий Валентинович Смольянов
6 лет agoКаждый посыл в «яблочко». Скандалы из жизни знаменитых людей, преступления сексуального характера, всевозможные сплетни и ложные доносы прочно оседают в головах российских читателей, не обременяющих себя размышлениями о том, каков процент из всей полученной информации является достоверным. Популярность «желтой» прессы объясняется тем, что она обеспечивает психологическую разрядку, даёт волю самым примитивным человеческим эмоциям и инстинктам. К сожалению, этим путём пошли и многие другие средства массовой информации, поставившие прибыль во главу угла своей информационно-просветительной деятельности…