Каким он парнем был

Недавнее 140-летие со дня рождения Льва Мациевича — никто не вспомнил. Просто мало кто уже помнит эту фамилию. Между тем Лев Макарович Мациевич — один из первых русских лётчиков и первый, кто погиб за штурвалом самолёта.

 В конце 1909 года, по инициативе великого князя Александра Михайловича, на создание российского военно-воздушного флота было ассигновано 900 тысяч рублей. А весной следующего первые шесть российских офицеров были откомандированы во Францию для обучения «искусству летать на приборах тяжелее воздуха». Тогда же у Фармана закупили 11 летательных машин.

Первые инвестиции, первые аэропланы, первый отряд пилотов, первые демонстрации полётов, собиравшие толпы восторженных зрителей… И — первая гибель.

Современники окрестили 1910-й годом трёх смертей: зимой скончалась Вера Комиссаржевская, весной — Михаил Врубель, осенью — Лев Толстой. В умах ещё продолжался Девятнадцатый век — век искусства, и технотронная доминанта нового столетия пребывала пока на периферии общественного сознания.

Между тем траурный для России год был отмечен ещё одной смертью: 7 октября в разгар Всероссийского праздника воздухоплавания, выполняя показательный полёт, в Петербурге погиб выдающийся лётчик своего времени капитан Лев Мациевич.

Корреспондент «Нивы» описал эту первую в стране авиакатастрофу со всей безжалостностью репортёрского искусства:

«Аппарат Мациевича, приняв ненормальное вертикальное положение, стал быстро спускаться вниз. Затем от аппарата отделилась маленькая чёрная линия и, опережая падавший Фарман, понеслась к земле… Тело тяжко ударилось о землю, отскочило на сажень вверх и снова упало. И всё поле ахнуло от ужаса… Тело несчастного авиатора превратилось в мешок переломанных костей… на месте падения образовалась довольно глубокая выбоина, сохраняющая форму человеческого тела».

Спустя три дня, при большом стечении народа, капитана Мациевича похоронили на Никольском кладбище Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.

Он погиб совсем молодым, в возрасте Иисуса Христа. Но в историю Отечества сумел войти с самыми громкими эпитетами: один из первых русских авиаторов, создатель одного из первых в мире проектов гидросамолёта, участник первого в России ночного полёта.

И только близкие, друзья и сослуживцы знали — всё, чего Макарыч, как за глаза звали его на аэродромах, успел достичь, он добился благодаря неугомонности своего характера. Во-первых, всегда учился: сначала окончил Харьковский технологический институт, потом — Николаевскую морскую академию, потом — курсы подводного плавания и, наконец, уже незадолго до гибели — знаменитую лётную школу Фармана во Франции. А во-вторых, постоянно придумывал что-то новое — то подводные лодки, то системы противоминных заграждений, то принципы боевого применения аэропланов…

Несмотря на гибель Мациевича, всего через несколько месяцев журнал «Родник», назвал уходящий год поворотным в развитии отечественного воздухоплавания. Именно в тот год впервые начали действовать правила для авиаторов: при движении двух аппаратов навстречу друг другу каждый обязан был отклониться вправо, при полётах в темноте на аэропланах следовало зажигать контрольные огни — зелёный справа и красный слева.

Именно в тот год под Петербургом были проведены два крупных авиационных состязания — международная авианеделя и Всероссийский праздник воздухоплавания, причём на празднике полёты выполнялись уже почти при любом ветре.

А главное, именно в тот год летать начали не только над аэродромами, но и между городами, и это стало вполне обыденным явлением. Осенью летчики Одинцов и Кузнецов установили сразу два национальных рекорда, преодолев за 40 часов 2000 верст.

Но было в том году и ещё одно достижение. Артист Народного дома, что на Петербургской стороне, Глеб Котельников был настолько потрясён гибелью Мациевича, что в тот же вечер принялся за изобретение ранцевого авиационного парашюта. Вскоре этот парашют прошёл первые успешные испытания. Правда, случилось это уже в следующем году.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четырнадцать + тринадцать =