Уроки истории

Российское настоящее всё чаще похоже на роман, где автор ловко изобретает альтернативную историю. Все до бесконечности отвечают на вопрос «что было бы, если?..».

Сообщения, больше похожие на эпизоды романа Лайона Спрег де Кампа, Гарри Гаррисона или Стивена Фрая, прилетают к нам с завидной регулярностью, день за днём, месяц за месяцем, год за годом. В столице и регионах ставят странные памятники, вешают или восстанавливают не менее удивительные мемориальные доски…

Социологи расспрашивают народонаселение о величайших персонажах истории Отечества и задают народу странный вопрос: «Смог бы СССР победить в войне без союзников?» Народ дружно отвечает: «Сталин, Путин, Пушкин» и «Конечно, смог бы». Сразу после этого начинается яростная перепалка политиков, политологов, литераторов и вообще всех со всеми. Пытаются объяснить, что такие ответы означают — неизбывный патриотизм россиян, их любовь к прелестям кнута или короткую память, которая заставила забыть и простить ужасы репрессий, страшные военные потери и приказ «Ни шагу назад!». Спорят до хрипоты, до драки, до войны. Спорят на пустом месте, потому что ответы опрошенных не значат ровным счётом ничего. Люди в большинстве своём почти не задумываются о природе величия исторических персонажей, не часто вспоминают историю Великой Отечественной, да и историю вообще, хоть российскую, хоть всемирную.

Две трети россиян, бодро ответивших про возможность победы над гитлеровцами без помощи союзников, хорошо, если помнят эпизод из «Места встречи изменить нельзя», где Жеглов с Шараповым просят у любующегося Москвой солдатика из Средней Азии закурить, а тот поясняет, что сигареты не трофейные, а союзнические. «Камель», —подытоживает Высоцкий в образе Жеглова. Вот и отвечают, что да, могли победить без всякого «Камеля».

Сам вопрос, предложенный социологами, вызывает недоумение. Неужели учёные подзабыли хрестоматийное «История не терпит сослагательного наклонения». А если терпит, то только высказанное экспертом. Скажем, британские (уж извините) историки дискутируют как раз по этому вопросу и мнения расходятся. Скажем, сэр Энтони Бивор рассказал газете The Times, что рассуждения о том, будто Советский Союз мог победить без союзников — «абсолютная неправда». Авиабомбардировки союзников в Германии, американская помощь СССР боевой техникой, вооружением, материалами, которые в СССР вообще не производились или производились в малых количествах, а также продовольствием — всё это сыграло важнейшую роль в достижении победы.

А другой сэр — Макс Хастингс, тоже британский историк, написавший несколько книг о Второй мировой войне, утверждает: огромные потери Советского Союза вызваны тем, что «в период с 1941 по 1944 год западные союзники довольно цинично оставили русских сражаться с немцами один на один». А значит, русские могли победить в войне самостоятельно, просто на это ушло бы больше времени и потери были бы ещё более ужасающими.

Британские историки-эксперты никак не могут прийти к согласию по этому вопросу. А безжалостные российские социологи вываливают вопрос, не решённый специалистами, на головы неподготовленных граждан и публикуют отчёты.

На основании этих отчётов торопливые российские начальники спешат вернуть на место мемориальные доски Сталину (скандал последних дней с возвращением в здание Московской государственной юридической академии памятной доски о выступлении в данном месте Иосифа Виссарионовича Сталина после XIII съезда РКП). Отыскали где-то в подвале, отреставрировали. Зачем?

Этот социологический опрос дал возможность тем же британским историкам порассуждать для прессы о том, что «всё большую ответственность за реабилитацию Сталина в военный период несёт кремлёвская пропаганда».

Вопросы, придуманные учёными-социологами, вовсе не означают, что Россия истосковалась по твёрдой руке или обожает прелести кнута, как бы горячо ни спорили на эту тему демократы с патриотами.

На основании этого соцопроса можно сделать только один вывод: россияне плохо знают историю и не особо размышляют о прошлом.

Впрочем, так же плохо они знают астрономию: ещё в 2011 году треть опрошенных социологами россиян была уверена, что Солнце вращается вокруг Земли. Означает ли это, что они тоскуют по картам Птолемея и инквизиции, которая сожгла Джордано Бруно?

Если же считать, что вопрос про «победили бы без союзников?» сущностный, то задавать его надо не народным массам, а специалистам. В крайнем случае, писателям. Пусть играют с альтернативными сценариями, как поиграл Стивен Фрай с предположением, что Гитлер попросту не родился стараниями британца из ХХ века.

Мне даже любопытно, возможен ли в США социологический опрос, скажем, на тему «Была бы Америка лучше, если бы не убили Кеннеди?», как в романе Стивена Кинга. Или: «Была бы Америка великой, если бы проиграла войну за независимость, а Джорджа Вашингтона казнили бы как изменника?» — именно так у Гарри Гаррисона. И что на эти вопросы ответили бы рядовые добропорядочные американцы? Может, сразу приложили бы социолога по физиономии?..

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × два =