Антигерои нашего времени

Сергей Ачильдиев
Август11/ 2017

Телевидение — это система образов и слов. Но на отечественном телеэкране образы слишком часто отталкивающе страшны, а слова агрессивны. Почему?

Сижу перед телевизором, жму на кнопки пульта в тщетной надежде набрести на что-нибудь путное.

Перебрал все четыре десятка каналов. Всюду сериалы, один сериальнее другого. То здоровенные лбы с «пукалками» прыгают и бегают друг за дружкой. То менты сражаются с бандитами или бандиты — с ментами. То юные девушки проливают слёзы над своей несчастной судьбой. А ещё артисты, чьи физиономии отмечены плодами усиленного питания, в отглаженных солдатских и офицерских кителях демонстрируют нам Великую Отечественную войну такой, какой её представляют себе их режиссёры и продюсеры… Ну и, само собой, нескончаемые ток-шоу, в которых увлечённо, до сумасшествия, орут и брызжут слюной, соревнуясь друг с дружкой в ненависти к другим странам, или перетряхивают своё и чужое грязное бельё.

Когда-то говорили, что художественное творение — будь то литература, театр, кино — должно отражать типическое. Все эти фильмы, сериалы и телепрограммы, если и отражают что-то типическое, то исключительно типическую бездарность авторов с их типически банальными представлениями о реальной жизни.

Если вы хоть что-то видели из всего этого, скажите: вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с такими жизненными ситуациями, с такими дурами и дураками, которые разговаривают примитивным неживым языком, да к тому же на протяжении десятка минут экранного времени говорят взаимоисключающие вещи?

Но главное — куда подевались герои, которыми восхищались и над судьбами которых плакали миллионы наших бабушек и дедушек в 1950-е — 1970-е годы? Где не картонные, забывающиеся через пять минут человекоподобные существа, а духовно, интеллектуально и нравственно богатые образы? Где учителя, врачи, учёные, лётчики, писатели, артисты, инженеры?.. Пусть не очень счастливые, но способные думать, переживать, чувствовать…

Почему нам в лучшем случае то и дело подсовывают исключительно полицейских, следователей, спецназовцев и прочих борцов во имя законности, которые действуют не столько при поддержке собственных мозгов, сколько с помощью кулаков и огнестрельного оружия?

По телевизору такого насмотришься, что на улицу страшно выходить: так и ждёшь, что за углом тебя стоит громила с пистолетом или банда наркоманов с заточками… А как иначе, ведь с экрана постоянно выплёскивается на тебя безудержная агрессия, причём даже в тех случаях, когда эта агрессия совершается вроде бы во благо. Не случайно многие уже называют телевидение телененавидением.

Почему были во всех отношениях достойные герои советско-тоталитарного времени, а у нас, за редчайшими исключениями, всё какие-то антигерои? Отчего вдруг носителей гуманного начала сменили на телеэкране брутальные борцы за правду и справедливость, в которых всё фальшиво — слова, поступки, жесты, мимика да и сама правда со справедливостью?

Руководители телеканалов вам всё объяснят. Да нас самих, — скажут они, — тошнит от такого варева. Но мы просто вынуждены это снимать и показывать, потому что всё это собирает много зрителей, а много зрителей — это реклама, а реклама — это деньги, на которые живёт телевидение. Вы знаете, как дорого стоит любой телеканал? Нет, не знаете. К вашему сведению, речь идёт о десятках миллионов долларов в год. Не верите — спросите любого специалиста, он подтвердит.

А ещё вам добавят: если кому-то не нравится такое телевидение, если вы хотите смотреть итальянский неореализм, Феллини, Тарковского, Германа-старшего и симфоническую музыку, мы готовы создать для вас закрытый платный телеканал. Только вы сперва прикиньте, сколько у вас найдётся единомышленников, а потому, сколько вам придётся платить за свой возвышенный вкус. И снова любой специалист вам подтвердит: подписчиков у такого канала будет немного, и цена абонемента для рядовых интеллигентов, тем более пенсионеров, окажется непомерной.

Всё вроде логично. Тем более пипл, как говорится, хавает: в каждом посёлке, городке, мегаполисе, в каждом жилище, если есть кто-то дома, телевизор почти всегда включён. И как бы ни росла популярность интернета, как бы ни воротила интеллигенция лицо от «ящика для идиотов», телевизор в нашей стране по сей день остаётся крайне популярным. Именно с его помощью большая часть россиян узнаёт, что делается в мире, в России и в родном населённом пункте, и именно с его помощью у массового зрителя формируются представления о том, какова наша жизнь и как надо жить.

Вот тут-то и зарыта собака.

Телевидение не банными вениками торгует. Оно — нравится это кому-то или нет — рихтует людям мозги. Оно во многом формирует массовую личность — её мировоззрение, её понимание нравственности и морали, этики и эстетики… И оно несёт за это ответственность. И за это тоже, а не только за «правильность» электората.

«О каждом народе нужно судить по его вершинам, а не по низинам». Так считал Николай Бердяев. Наши телевизионные начальники считают по-другому. Они судят о нас по нашим самым низменным — малокультурным и невзыскательным слоям. И тем самым постепенно ширят эти слои.

В итоге российская нация — конечно, далеко не только по вине телевидения, но и по его вине тоже — всё резче распадается на мыслящих и безмыслящих, и безмылящих становится всё больше.


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шесть − 2 =