Через шесть месяцев после инаугурации новоиспеченный президент Трамп попал в сказку. В сказку, зеркально отражающую сказку Андерсена с многозначительным названием «Что муж ни сделает, то и хорошо». Мир в опасности.
Нельзя сказать, что бизнесмен Дональд Трамп или президент Дональд Трамп обаятельный или привлекательный персонаж. Бесцеремонный, самоуверенный, самовлюбленный, не политкорректный, расист и сексист с потешной прической. Всегда абсолютно точно знает «как надо» и готов при любых обстоятельствах идти напролом. Он из числа тех, кто считает, что должен быть невестой на каждой свадьбе и покойником на каждых похоронах. Он захотел быть президентом и стал им, несмотря на пессимистические предсказания социологов, насмешки политической элиты, сомнения родной партии и травлю в прессе. Стал самым могущественным человеком в мире. Почти герой. Пробился через тернии к звездам. Попал в сказку. Но это сказка, может статься, с печальным концом.
У Ганса Христиана Андерсена есть веселая сказка про мужа, который что ни сделает, все жена одобрит. Этот незадачливый крестьянин из датской или немецкой глубинки последовательно и с убытком для себя поменял лошадь на корову, корову на овцу, овцу на гуся, гуся на курочку безхвостую, а курочку на мешок гнилых яблок. Потом заключил безнадежное, с точки зрения здравого смысла пари с англичанином – богачом. Тот был уверен, что верная супруга станет костерить мужа за бессмысленный ущерб, нанесенный семейному хозяйству.
Ведь куда проще и правильнее было бы лошадь продать, на вырученные деньги приобрести корову и гуся или курицу, а мешок гнилых яблок, если он так необходим, подобрать на помойке, куда его и несли выбрасывать. Рациональный англичанин был уверен, что не рискует своим золотом и просчитался. Все бессмысленные обмены мужа были одобрены его супругой. Мешку гнилых яблок она была рада ничуть не меньше, чем корове с ее молоком или курице, несущей яйца, потому, что могла теперь хоть десяток отнести жадной соседке-учительнице, которая накануне отказалась поделиться луковкой и сетовала, что в ее огороде и гнилого яблока не сыскать. Пари англичанин проиграл и расплатился золотом.
Абсолютно иррациональная реакция на абсолютно иррациональное поведение оказалась прибыльной!
Дональд Трамп как президент попал в аналогичную, но зеркальную ситуацию. Оказался в Зазеркалье сказки Андерсена: что ни сделает, все плохо.
Его травят, как волка за флажками.
Подписал законопроект об антироссийских санкциях – плохо, маскируется под патриота. Не подписал – плохо, очевиден российский след. Подал руку Путину – плохо, агент Кремля. Не подал руку Путину – плохо, не знает дипломатического этикета. Критиковал Саудовскую Аравию за поставку террористов для атаки 09.11.2001 – плохо, ссорит США со стратегическим союзником. Сплясал с мечами в Эр-Рияде и призвал бороться с терроризмом совместно – плохо, осложнил ситуацию на Ближнем Востоке. Хочет построить стену с Мексикой – плохо, не имеет представления о миграционной политике, не хочет строить стену – отказывается от предвыборных обещаний. Жена Мелания не переезжает в Белый дом – плохо, у супругов раздоры. Жена Мелания переезжает в Белый дом – плохо, проявил свой сексизм и принудил несчастную красавицу. У Трампов нет собаки и других домашних питомцев – плохо, у всех президентов, начиная с Джорджа Вашингтона, были. Даже у почти нищего президента Эндрю Джексона водились мыши, которых он в Белом доме прикармливал и радовался доверию, оказанному грызунами. Никто отчего-то не вспоминает, что помимо собак, лошадей, попугая и осла у Джорджа Вашингтона были черные рабы и плантация. В плане расизма Трампу до него далеко. Рабов не вспоминают, ослом попрекают. А прикармливание диких грызунов – разносчиков инфекций и вовсе за рамками современных представлений о гигиене. Более того, если чета Трампов заведет себе собаку или кошку это тоже будет плохо, ведь таким образом они просто хотят утеплить свой имидж и утихомирить критиков.
Трамп превращается в президента «тридцать три несчастья». Сотрудники Администрации и Госдепартамента сливают в прессу все, от сверхсекретных документов до сведений с кем именно ужинает президент. Переводчики упускают при переводе существенные моменты, как это было на совместном брифинге Трампа с Эрдоганом и полагают, что совершают подвиг. Директор ФБР после каждой встречи с президентом, пишет конспект, чтобы иметь алиби, словно он встречался не с главой своего государства, а с руководителем вражеской спецслужбы. Жены разводятся с мужьями, мотивируя развод тем, что брезгуют делить кров с сотрудниками Трампа, как жена главы отдела коммуникаций президентской Администрации Энтони Скарамуччи. Сотрудники Администрации назначаются и увольняются с калейдоскопической быстротой. Тот же брошенный женой Скарамуччи продержался на посту меньше десяти дней.
Социологи с подачи прессы проводят вполне провокационные опросы и выясняют процент сограждан уверенных, что Трамп как президент не дотянет до конца первого срока и верящих в то, что импичмент президента неминуем и необходим. Журналисты в эфире расспрашивают специалистов по государственному праву, сможет ли Трамп в случае импичмента согласно Конституции помиловать сам себя.
Этот список бесконечен. Точно волк за флажками. Трампа совершенно сознательно и совершенно иррационально загоняют в цугцванг. Любое его действие только ухудшает ситуацию. Бездействие – тоже. Пишется сказка под названием «Что Трамп ни сделает, то и плохо».
Не знаю, на какую рациональную выгоду рассчитывают адепты столь иррациональной стратегии, загоняющие в цугцванг президента США. У этой сказки может оказаться очень грустный конец.
Политика – не шахматная доска, чтобы там не писал ныне покойный Збигнев Бжезинский. Глава сверхдержавы, загнанный в цугцванг, может решиться на поступки и решения чреватые необратимыми последствиями.
Будет непоправимо поздно говорить: «А мы предупреждали, что он неадекватный и непредсказуемый!», если на такой пряник рассчитывают те, кто сознательно превращают Дональда Трампа в затравленного волка-одиночку.
Он необаятельный, нахрапистый, и еще бог знает, какой. Типичный капиталист из журнала «Крокодил». Теперь еще и жалкий. Но даже такой он заслуживает, как минимум, справедливости.
Наш хрупкий мир тоже достоин справедливости. Мир не переживет иррациональную тактику или стратегию.