От перемены мест слагаемых сумма меняется

Марианна Баконина
Август29/ 2017

В последнее время всё чаще пишут о тотальной реформе образования. Мол, детям дают сумму малополезных знаний вместо полезных навыков. То есть физики с географией — много, а креативности — мало.

Ярый адепт полного переформатирования средней школы — юрист по образованию и банкир по профессии, глава Сбербанка Герман Греф. Где ни выступает, везде упоминает прискорбную архаичность российской школы, которая застряла в XIX веке и никак не соответствует требованиям XXI века. Пичкают детей ненужными знаниями, вместо того чтобы прививать необходимые в жизни навыки и компетенции. Обучать нужно не физике, химии и литературе с иностранными языками, а креативности, критическому мышлению, умению в команде решать сложные задачи.

Вместо этого школьникам преподают замшелое правило буравчика, формулы кислот и щелочей, синусы с косинусами и Тохтамыша с Наполеоном.

На первый взгляд, всё логично. Кому в обычной жизни пригодился Тохтамыш? Какая польза от Наполеона? Коньяк можно купить, не уточняя, почему так назван. Кто, кроме химиков и фармацевтов, помнит формулу соляной кислоты и бензольное кольцо? Кому помогло при покупке овощей представление о положительном и отрицательном значении абсциссы? Зачем рядовому банковскому клерку помнить, что Найроби — столица Кении?

В общем, много ненужных и бесполезных знаний замусоривают головы выпускников школы, что мешает им критически мыслить и быть креативными…

Сначала насчёт забитых не нужной информацией голов. Сторонники компетенций, навыков и упрощения школьной программы сильно этот фактор преувеличивают.

Не буду ссылаться на модные телевизионные проказы, когда под видом работодателей опрашивают выпускников разных вузов и выясняется, что дипломированный учитель литературы не помнит, кто написал «Мёртвые души», а квалифицированный экономист не может объяснить, что такое монетаризм.

Тут адепт креативности немедленно возразит: а зачем всё помнить, когда можно погуглить? Действительно, зачем?

Вот история из жизни, причём типичная. Федеральный телеканал, международные новости, выпускник филфака переводит сообщение Рейтер: «По информации комиссариата ООН по делам беженцев и пришельцев…» далее следуют сведения о нуждах лагеря беженцев в Сирии. С точки зрения Гугла, он был не так уж не прав. Гугл-переводчик на слово stranger даст и такое значение тоже. Есть варианты: «чужак», «незнакомец», «странник» и так далее. Базовые представления данного филолога о деятельности ООН и критическое мышление позволили заключить, что чужаками и незнакомцами там не занимаются. «Пришельцы» подходили больше всего, вот они и попали в обзор. Ясная безмятежная улыбка была ответом на вопрос, какими именно «пришельцами» вместе с беженцами занимается уважаемая международная организация, не теми ли что с Тау-Кита? Допускаю, что намёк на текст песни Высоцкого тоже пропал втуне. Тут и Гугл не поможет.

Гугл — великая вещь, но не заменяет базовую сумму знаний и общий культурный уровень, которые как раз и позволяют критически мыслить и заниматься креативом (почему не творчеством?!), решая сложные задачи при работе в группе.

Без этой суммы знаний и культурного фона даже несложные задачи решаются не слишком удачно, какой бы высокой ни были креативность и цифровые навыки.

Именно отсутствие культурного фона порождает путешествие Ивана Грозного с сыном из Петербурга в Москву на губернаторских пресс-конференциях. Именно креативность без базовых знаний плодит поздравительные плакаты и постеры ко Дню Победы с изображением немецких танков и самолётов или копипастами знаменитой фотографии с водружением флага США над Иводзимой. Ведь как рассуждает малограмотный креакл: «Эти фото с Рейхстагом всем давно приелись, а тут что-то свеженькое!». Георгафия и история не его конёк.

Так появляются рассуждения креативных менеджеров про прорыв в судостроительстве. Хорошо, что не в судопроизводстве!

Примеры можно множить до бесконечности.

Напоследок ещё одна легендарная история про то, что ни креативность, ни критическое мышление, ни коммуникабельность не помогут даже гению, если он не освоил хотя бы основные знания, накопленные человечеством до него.

В конце XIX века в провинциальной русской ночлежке умер безвестный бродяга. При нём нашли мешок с пачкой тетрадей, исписанных странными похожими на математические значками. Врач, обнаруживший эти иероглифы, передал находку приятелю-математику. После ознакомления с записями математик пришёл к выводу, что этот русский бродяга сам изобрёл интегральное исчисление. Бродяга явно был человек креативный, критически мыслящий, ищущий, трудолюбивый. Более того, это был математический гений. Но он не был знаком с работами Ньютона, Лейбница, Бернулли, Римана. Он стал бы великим математиком, если бы окончил школу и университет. Освоил сумму математических знаний накопленных человечеством к концу XIX века.

Базовые познания в литературе, искусстве, истории, географии внятные и понятные каждому как раз и позволяют наладить коммуникацию, помогают проявить изобретательность и эффективно решать сложные задачи, не отвлекаясь на выяснение общеизвестных фактов и не размениваясь на поиск в Гугле ответа на простые и сложные вопросы. Что такое страны Бенилюкса? Что значит «поражение, как при Ватерлоо»? Нарцисс — это не только цветок? Дверь — имя существительное?

Кстати, пресловутый Митрофанушка на все вопросы ответил и критично, и креативно. Дверь — существительное, если просто лежит, и прилагательное, если к дверному проёму приложена. Разве не проступает нестандартное мышление?

Отличный креакл, Гугл ему в помощь!

Как ни крути, образование — отрасль не просто консервативная. В образовании от перемены мест слагаемых сумма меняется, причём катастрофически.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

девятнадцать − один =