ГИБДД готовится спасать нас на дорогах. Долгосрочно и целенаправленно. Судя по документам, спасать будут «малозатратно, но эффективно».
Вообще-то, по статистике той же ГИБДД, в этом году смертность из-за ДТП в России снизилась. Точнее, где-то снизилась, а где-то увеличилась, например, в Орловской области или на Сахалине. Число пьяных ДТП растёт; правда, только в 14 регионах. Но в целом официальные лица настроены пессимистично и предсказывают, что в 2022 году жертвами российских дорог станут 30 тысяч человек. Или даже 32 тысячи.
Разумеется, профессионалы дорожной безопасности составили перечень проблем и рисков, которые повышают аварийность и смертность. Перечень тревожный со всех сторон. ГИБДД обеспокоено неконтролируемым ростом автомобилизации населения, старением автопарка (половина машин в России старше десяти лет), отсутствием реального контроля за техническим состоянием машин, разрывом между темпами автомобилизации и развитием улично-дорожной сети, повышением среднего возраста водителя. Так же опасен «приоритет экономических итогов хозяйственной деятельности над сохранением жизни участников движения». Вероятно, имеется в виду режим работы водителей большегрузов и автобусов, жёсткий график, предписываемый хозяевами автокомпаний.
В целом, мало что можно возразить. Дорог, особенно комфортабельных, очевидно не хватает. Развалюхи-джихадмобили гоняют по шоссе и проспектам в невероятных количествах. Недавнее чудовищное ДТП в Красноярском крае с биатлонисткой Ольгой Медведцевой лишнее тому подтверждение. А проверь любую лохматку на дороге — полис ОСАГО который без диагностической карты не продадут, на месте. Значит, формально машина техосмотр прошла. Алчные перевозчики действительно гоняют на маршрутах старые автобусы и перегруженные фуры, требуют от водителей сидеть за баранкой чуть не круглосуточно.
Не очень понятно с возрастом водителей. Вероятно, этот фактор наша доблестная ГИБДД позаимствовала у западноевропейских коллег. Крепкий семидесятилетний мужчина ничуть не опаснее на дороге, чем двадцатилетний лихач. А число девяностолетних божьих одуванчиков за рулём в России стремится к нулю, в отличие от всяких Франций и Швейцарий.
Так или иначе, диагноз поставлен. Какие же меры планируют предпринять бюрократы для спасения водительских жизней и снижения аварийности?
Строже следить за качеством дорог? Выяснять, где дорожные службы достают быстрорастворимую краску для разметки, которая мгновенно исчезает вместе с дождём и снегом? Добиваться установки светоотражающих столбиков хотя бы на опасных участках? А то ведь, возвращаясь из Финляндии, сваливаешься на федеральную трассу «Скандинавия», как в преисподнюю, — там ни разметки, ни фонариков. Лоббировать строительство многополосных автострад? Анализировать, отчего в 14 регионах увеличилось число пьяных ДТП, хотя наказание за пьяную езду уже чуть не уголовное и, всяко, не по карману рядовому россиянину со средней зарплатой в 35 тысяч рублей? Выяснять, отчего по-прежнему так много лобовых ДТП с выездом на встречку и оптимизировать движение грузового и прочего транспорта на двухполосных дорогах?..
Нет, ничего подобного в планах ГИБДД нет. Новая долгосрочная стратегия безопасности дорожного движения — это серия неоднозначных и спорных мероприятий.
Формирование «в общественном сознании негативного отношения к нарушителям в ПДД» — интересно как именно? с помощью брошюр, роликов и прочей социальной рекламы? Дальнейшее расширение сети автоматических камер и «упорядочивание» их на дорогах — камер маловато, и висят неправильно, рассылают штрафы за «двойную сплошную» из-за тени автомобиля на двойной сплошной.
Но главное — внимание! — это развитие «механизмов экономического стимулирования» водителей к соблюдению ПДД. В этом пункте, в отличие от воспитательных и технических, методы и способы «стимулирования» расшифрованы. Данные «механизмы» будут осуществлять с помощью «налогообложения, лицензирования, страхования».
Тут, маэстро, нужно «врезать туш»! Тут всё понятно! Тут, как по Фрейду, становится понятна бюрократическая формулировочка «неконтролируемый рост автомобилизации населения». Раз он опасен и ведёт к росту аварийности, надо его контролировать. А если конкретно — следите за руками, — прежде чем купить автомобиль, гражданин РФ должен будет приобрести лицензию на покупку автомобиля. Так и будут контролировать. Заодно копеечка в бюджет.
Или вот повышенная опасность пожилых водителей. Когда у нас пенсионный возраст? Пятьдесят пять — для женщин. Шестьдесят — для мужчин. Повышаем страховой коэффициент и транспортный налог для аварийно неблагонадежных граждан пенсионного возраста. Заодно повышаем налог на машины старше пяти лет. Лицензируем и перелицензируем станции техосмотра, имеющие право выдавать диагностические карты для полиса ОСАГО. И в итоге в бюджет текут уже не копеечки, а миллиарды рублей.
Конечно, ведь радетелям о безопасности на дорогах совершенно неизвестно, что сейчас благонамеренные и ответственные водители платят дважды. Один раз — за техобслуживание автомобиля, а второй — за диагностическую карту ОСАГО, которую за 700–800 рублей покупают вместе с полисом. Такую диагностическую карту легко приобретёт владелец любой развалюхи.
Откуда чинам из ГИБДД знать, что штрафы за двойную сплошную, выезд на встречную, превышение скорости сейчас в России вполне сопоставимы с европейскими, и это при не сопоставимых минимальной и средней заработной плате. Им это неизвестно, им нужна новая программа. Целевая и долгосрочная.
В сухом остатке имеем следующий план по спасению погибающих на дорогах: пропагандистская кампания с брошюрами, видеороликами и прочим, закупки специальной техники в виде камер наблюдения и заказы на их установку и переустановку, рост поборов с автовладельцев — в виде налогов, страховых взносов и расширенного лицензирования всего, включая право на приобретение автомобиля.
Не врут высокопоставленные составители очередной долгосрочной федеральной целевой программы. Основные силы будут брошены на «малозатратные, но эффективные мероприятия». Какие же затраты! Одна прибыль в виде штрафов, налогов, лицензий, откатов. Урок контрабандиста Лёлика из фильма «Бриллиантовая рука» усвоен: бить надо сильно, но аккуратно. А уж как это скажется на безопасности дорожного движения — Бог весть. Главное, вовремя и правильно монетизировать борьбу за соблюдение ПДД.