Солнце зашло на Востоке. Луна рухнула в Дунай. Женщины в Саудовской Аравии в июне будущего года смогут сесть за руль на законных основаниях! Зашатался последний редут сексизма и антифеминизма.
Король Саудовской Аравии Салман бен Абдель-Азиз Аль Сауд подписал указ, дарующий женщинам королевства право водить автомобиль. Специальный комитет и эксперты министерств внутренних дел, финансов, труда и социального развития изучат вопрос и предложат комплекс мер, которые позволят выдавать женщинам королевства. водительские права. Рекомендации дадут уже через 30 дней. А в начале следующего лета дамы, будь-то саудовки или иностранки смогут колесить по аравийским хайвеям без риска попасть в тюрьму или получить десяток ударов плетьми.
Эта новость покруче, чем сообщение из Пхеньяна об очередном испытании баллистической ракеты. По крайней мере, менее ожидаемая. Что-то пошло не так?
Саудовскую Аравию, верного союзника США, все кому не лень критикуют за ущемление элементарных прав женщин. Да что там западные демократии и прочие либеральные правозащитники. Злейший враг Саудидов — Иран, страна тоже вполне исламская, устами спикера иранского парламента Али Лариджани язвительно укоряет: «Те, кто не позволяют женщинам водить машины, не имеют права высказываться о том, каким образом в Сирии следует устанавливать демократию». Это по деликатной сирийской теме. Обидно. Плюс собственные феминистки-водительницы, которые минимум с 1990-года бьются за право сесть за руль.
Но режим держался как скала.
Эпопея с водительскими правами для женщин началась в 1957 году, когда взошёл на отцовский престол Сауд ибн Абдель-Азиз Аль Сауд, первый из сыновей основателя государства короля Абдель-Азиза ибн Сауда. Именно он ввёл неформальный запрет на вождение автомобиля женщинами. Зачем он это сделал, не совсем ясно. Может, поссорился с кем-то из своих многочисленных жён или дочерей. Может, одна из них грозилась переехать мужа «роллс-ройсом», если он возьмёт ещё кого в гарем. Гарем был, как пишут огромный, точное число жен и наложниц неизвестно, но все вместе они родили Сауду 115 детей.
Пять лет спустя, в 1962 году, король Сауд особым указом отменил в своём королевстве рабство, а вот запрет на женщин за рулем не отменил. Не отменили его и все прочие сыновья Абдель-Азиза, поочередно занимавшие трон в Эр-Рияде.
Король Салман — последний в этой цепочке. Последний сын короля-основателя на престоле. Наследником он назначил не младшего брата, а собственного сына. Именно он решился не беспрецедентное.
Власти Саудовской Аравии, вероятно, полагают, что указ пойдёт на пользу отношениям королевства с другими странами. Но Эр-Рияд критикуют за дремучее нежелание пускать женщин за руль уже не первое десятилетие. Почему же указ последовал только сейчас?
Есть версия, что в трудные нефтяные времена королевство хочет укрепить экономику. Больше женщин выйдут на работу. Сейчас многие работающие саудовские женщины тратят весомую часть зарплаты на наёмных водителей. Однако всё равно — почему сейчас? Ещё в 2002 году эксперты журнала «Экономист» подсчитали, что на зарплату полумиллиона наёмных шофёров, которые перевозят саудовских дам из точки А в точку Б уходит 1 процент ВВП. Сотая часть национального дохода шла на финансирование вроде бы религиозного, но абсурдного запрета.
У мусульманских богословов нет единой точки зрения на автомобиль и женщину, управляющую автомобилем.
Некоторые цитируют ибн Таймийю: «Что касается обычаев, то это то, что совершают люди из числа мирских вещей, в которых они нуждаются. Основа в этом то, что не является это запретным. И не запрещается в этом ничего, кроме того, что сделал запретным Всевышний и Всемогущий Аллах!». А передвижение на машине штука не менее бытовая, чем поездки на осле или верблюде и Аллах не предписывал ничего определённого про автомобиль и женщин. Цитируются хадисы, где жёны пророка передвигаются на верблюдах. А уж любимая жена Мухаммада Айша и вовсе на собственном верблюде следила за битвой с войском Али.
Но строгие богословы из Саудовской Аравии, хотя ибн Таймийя для них безусловный авторитет, запрещают вождение женщиной машины по косвенным причинам. Так они закрывают возможность совершить запретное. Самостоятельная поездка на машине позволяет впасть в различные искушения и грехи, скажем, съездить на свидание или пококетничать с водителем-мужчиной из другого авто. В общем, пострадают морально-нравственные скрепы, семейные и религиозные устои. В таком духе они высказывались в течение десятилетий и вот «поворот все вдруг»?
Надо отдать должное саудовским женщинам. Она сражались за право крутить баранку как львицы. Впервые о массовой демонстрации женщин-водительниц стало известно сразу после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году. 47 женщин были задержаны за то, что они проехали по Эр-Рияду, управляя колонной из 15 автомобилей. Автопробег за автоправа. Они кстати мотивировали свое право сесть за руль именно тем, что Айша управляла верблюдом.
Репрессии последовали незамедлительно. У женщин отобрали паспорта, запретили выезд из страны, уволили с работы, с ними разорвали отношения родные и знакомые. Но протесты не утихали. Саудовские автодиссидентки писали петиции королю, постили на Youtube видео, где они, любимые, за рулём. Агитировали в Facebook и Twitter, просили компанию Subaru, чья продукция считается ориентированной на женщин, приостановить продажи в стране, где не пускают женщин за руль. Получали права в соседних Эмиратах и пытались с боем пересечь Саудовскую границу сидя за рулём автомобиля.
Активисток арестовывали, сажали в тюрьму. Одну из них приговорили к побиванию плетьми, но благодушный король Абдалла помиловал несчастную.
Упорствовала не только власть. Богословы повторяли: женщина за рулём — путь к «распущенности и краху саудовской семьи». А заодно добавляли «медицинские» аргументы. Так, учёный шейх Салех бин Саад аль-Лухайдан, консультант Психологической ассоциации Персидского залива, объявил, что «саудовским женщинам, которые пытаются оспорить запрет на вождение автомобиля, стоит знать, что это может отразиться на их яичниках и тазовых органах. Это чревато негативными физиологическими последствиями. Физиология и медицина изучили этот вопрос и выяснили, что вождение пагубно отражается на яичниках и выворачивает таз. Именно поэтому дети женщин, постоянно водящих машину, могут появиться на свет с клиническими нарушениями различной степени тяжести». Почему тогда столь же пагубно не сказывается на здоровье женщин сидение на стуле, на корточках или по-турецки, учёный шейх не пояснил. Запрет продержался 60 лет…
И вдруг чары рассеялись! Богословы, приглашённые королём, вдруг передумали. В королевском указе так и сказано: «…первоначальное исламское правило в отношении вождения женщин… является необоснованным и не базируется на серьёзных доводах. Учёные не видят причин не позволять женщинам ездить».
Луна упала в Дунай! Солнце взошло на Востоке!
Теперь богословам стоит подумать об обязательном ношении никаба и даже хиджаба дамами-шофёрами.
Никаб, хиджаб, да и вообще любой головной убор — очевидный фактор автомобильного риска. Аварийность повышается в разы. Загляните в любое отделение ГИБДД на разбор ДТП, там 80 процентов виновников аварий кто в ушанке, кто в бейсболке…
А саудовским дамам следует задуматься о новой «кампании за права». Кампании за право не носить хиджаб в машине. Пока король добрый.