Рекламоносцы

Сергей Ачильдиев
Сентябрь01/ 2017

Почему наши граждане с такой охотой и совершенно бесплатно рекламируют всё что угодно? Потому что они над этим не задумываются.

Мой приятель, профессиональный переводчик, рассказал мне любопытную историю.
Прилетает из Швеции фотокорреспондент, чтобы поснимать нашего известного петербургского художника, чья выставка скоро должна пройти в этой европейской стране и, как ожидается, с большим успехом. Но тут выясняется, что художник отбыл на пленэры, в Старую Ладогу, на берег Волхова.
Мой приятель расстроился — кто ж захочет тащиться за 120 километров от Питера? А фотокорреспондент, наоборот, обрадовался. Это, говорит, как раз то, что надо! Ещё бы, недаром картины и картинки со староладожскими и волховскими видами начали рисовать ещё в позапрошлом веке, и они теперь, в разном исполнении, висят в не самых плохих музеях мира по обе стороны Атлантики. Такие пейзажи не только для живописцев, но и для фотографов — просто удовольствие.

В общем, добрались они на электричке до Волховстроя, оттуда — автобусом до Старой Ладоги, а уж там — на лодочке на другой берег реки.
Наутро художник напялил на себя всякое старьё, потому что писать полотно — рабочий труд, он чистюль не любит. И сверху накрыл себя выцветшей летней фуражечкой, которую ему подарили какие-то заезжие иностранцы ещё во времена раннего царя Бориса, то бишь в прошлом столетии. Потом прошагал с четверть часа ему одному ведомым маршрутом и, расставив мольберт над слегка подгнившими мостками, замысловато спускающимися к реке, уселся на принесённую табуретку.

Фотокорреспондент сразу расставил по соседству свой штатив, водрузил на него камеру. И оба стали прилаживаться к работе.
Но тут фотокорреспондент вдруг недоумевающе тычет пальцем в шапочку, на которой значится поблёкший логотип знаменитой автомобильной фирмы, причём как раз шведской, и — через переводчика — вопрошает:
— Они что, вам платят?
Художник растерялся:
— Кто, эти? Помилуйте, за что?
— Тогда снимите! — приказывает фотокорреспондент. И художник, который до этого вёл себя, словно царь на выходе перед своими подданными, вмиг сдёрнул свою шапчонку и стыдливо сунул её себе под зад.
…В конце 1950-х Габриэль Гарсиа Маркес побывал в Советском Союзе и написал о нём серию очерков, которые у нас тут же были запрещены к печатанию. В том числе очерк «СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы». На самом деле уже этот заголовок представлял собой наглую клевету: реклама в СССР была! Причём не одна, а даже две. Во-первых, «Летайте самолётами Аэрофлота!», а, во-вторых, «Храните деньги в Сберегательной кассе!». Правда, трудно было себе представить, какой ещё авиакомпанией могли летать простые совграждане и каким ещё банком пользоваться. Но это уже частности.

Реклама, повторяю, была, однако в силу тех самых частностей, которые исключали любую конкуренцию, её как бы и не было. Её попросту никто не замечал. Ну, висит какой-нибудь плакатик типа «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!», да кто ж его воспримет всерьёз, если крабы встречаются только в этой рекламе, а в магазинах их вот уже лет двадцать никто не видал?

Может, именно оттого у нас в хромосоме отсутствует ген понимания, что такое реклама. Одни из нас её ненавидят. Другие — наивно ей верят, как, например, моя соседка по даче, которая при стирке добавляет в машину сами знаете что, не веря нам с женой, будто в Петербурге вода не жёсткая, а мягкая и добавка не нужна. Третьи — не обращают на рекламу внимания, как, например, большинство стоящих на эскалаторе метро.
А четвёртые считают, что так модно. Особую слабость, как я заметил, наши люди проявляют в отношении самых знаменитых фирм современной моды. Если у тебя на футболке от плеча до печёнки написано Armani, если на сумке поблёскивает металлическая блямба Prada, если на туфлях сбоку ярко красуется Gucci — это круто. Этим «модникам» невдомёк, что такие знаки — откровенная подделка. На подлинной одежде, обуви, сумках всех этих фирм логотипы обозначены мелко и запрятаны в укромные места.

Однако, как бы кто из нас ни относился ко всем этим логотипам и слоганам, почти каждый — как тот художник — работает бесплатным рекламоносцем. На футболках и майках, куртках и брюках наши люди носят иностранную и отечественную рекламу чего угодно — всевозможных компаний и научных организаций, туристических агентств и сексшопов, американских аэропортов и российских горнодобывающих комбинатов, спортивных соревнований и рок-фестивалей, Нью-Йорка и Парижа, ФБР и ЦРУ, КГБ и Советского Союза…

Многие наши граждане исписаны рекламными слоганами вдоль и поперёк, словно доска объявлений. Причём на всех языках мира. «Купи и лети». «Следуй за нами». «Мы никогда не спим». «Просто сделай это»…

Вот уже сколько лет читаю на спинах, грудях, животах, задах и конечностях соотечественников, тщетно пытаясь вычитать хоть что-нибудь стоящее. Но один раз мне всё-таки повезло. Пышный бюст некой красотки, обтянутый футболкой, украшала реклама нашего родного метрополитена: «Не прислоняться».

Поделиться ссылкой:

Метки:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

15 − семь =