Октябрь 2015-го — чёрная веха для петербургской журналистики. Тогда были закрыты сразу три газеты — «Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». А чуть раньше было разгромлены 100ТВ и закрыто агентство «Балтинфо».
Прежде в истории северной столицы такое случалось лишь однажды и тоже в октябре, хотя и по старому стилю: в 1917-м, сразу после большевистского переворота, новая власть спешно закрывала все газеты, кроме своих.
Правда, тогда причины были всем ясны — город становился столицей первого в мире тоталитарного режима. Это было страшно, но, по крайней мере, понятно. Теперь все — и журналисты, и читатели, зрители, слушатели — недоумевали: за что?
Объяснение вскоре прозвучало: все эти СМИ убыточны, а потому телеканал следует переформатировать, газеты перевести «в цифру».
Этот аргумент мог удовлетворить только тех, кто ничего не понимает в журналистском деле и в его российской специфике. По бухгалтерским документам, убыточны практически все ведущие телеканалы страны, а также газеты и журналы. Доходы от рекламы не покрывают их расходы. Поэтому большинство СМИ проживает на содержании у спонсоров и зачастую находится в жёсткой зависимости от них.
Причины этого явления — отдельная большая тема. Ограничусь только общим замечанием: таково следствие неразвитости нашей политической, экономической и социальной действительности, у нас до сих пор нет крупных и мощных партий, бизнес-сообществ, профессиональных союзов и т.д., готовых отстаивать свои интересы в публичном пространстве, формируя для этого общественное мнение.
К тому же рентабельность того или иного средства массовой информации определяется далеко не только бухгалтерскими документами.
Во-первых, СМИ несут социальную прибыль, причём прежде всего для власти. Являясь своего рода институтами исследования болевых точек общества, а также дискуссионными площадками, они служат для руководителей всех уровней очень важными средствами обратной связи.
Во-вторых, есть и материальная прибыль. Она — в решении тех вполне конкретных проблем, которого добились журналисты. Это — сохранение исторических памятников, борьба с коррупционерами, отмена неправильных планов и действий чиновников, распространение удачного опыта… Всего не перечислишь.
Приведу лишь один пример. Специальный корреспондент газеты «Невское время» в Калининграде Илья Козырев (Стулов), при поддержке газеты, в течение нескольких лет вёл журналистское расследование, которое закончилось реальными уголовными делами и осуждением главарей янтарной мафии, превративших, по сути, край в свою вотчину. В результате стране были возвращены миллиарды рублей. Если бы можно было приравнять возвращённое к найденному кладу, редакция на причитающиеся ей проценты выпускала бы свою газету ещё лет десять!
Однако все эти доводы не значили абсолютно ничего для человека, вступившего в управление активами Балтийской медиагруппы, куда входили 100ТВ, «Балтинфо», «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смена». Он демонстрировал самоуверенность и высокомерие.
Появившись в Петербурге ещё в феврале, этот бизнесмен так и не нашёл возможности встретиться ни с главами законодательной и исполнительной власти города, ни с председателем городского Союза журналистов, ни, наконец, с главными редакторами всех трёх газет. А на адресованное лично ему письмо главы городского Законодательного собрания Вячеслава Макарова, в котором спикер петербургского парламента предлагал сделать всё возможное для сохранения изданий, заезжий медиамагнат попросту не ответил. Видимо, не счёл нужным.
Более того, было проигнорировано и мнение многих известных жителей Петербурга.
Свыше 80 видных деятелей культуры и искусства, священнослужителей, депутатов, политологов, спортсменов, руководителей творческих и общественных организаций написали десятки открытых писем губернатору Санкт-Петербурга и в Москву — с просьбой, а в иных случаях и с настоятельным требованием сохранить петербургские газеты.
Судьба трёх изданий объединила людей разных интересов и политических взглядов. Достаточно сказать, что в числе подписантов были народный артист СССР Олег Басилашвили и митрополит Санкт-Петербурсгкий и Ладожский Варсонофий, художественный руководитель Театра Европы Лев Додин и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, кинорежиссёры Александр Сокуров и Владимир Бортко…
Но выступления всех этих людей и тысяч рядовых читателей ни к чему не привели. Петербург в одночасье лишился сразу трёх общественно-политических изданий, каждое из которых к тому же многие годы являлось брендом города — «Смена» и «Вечёрка» должны были скоро отметить свой 100-летний юбилей, а «Невское время» — четвертьвековой.
…За два года, минувшие с тех дней, культурная столица продолжала превращаться в журналистское захолустье. «Life-78», с помпой запущенный новым медиамагнатом, как и следовало ожидать, через полтора года после открытия приказал всем долго жить. Ну нет в Петербурге столько новостей, чтобы горожане смотрели их, не отрываясь от экрана, круглые сутки! Почти одновременно перекрыли кислород «Радио Балтике», которая в том самом 2015-м из музыкальной радиостанции стало разговорным. И не без успеха — в короткий срок главный редактор Антон Толстов и его команда добились того, что «Радио Балтика» зазвучало едва не в большинстве автомобилей.
Да, появились новые интернет-издания: «Общественный контроль», «Интересант», наша «Мозгократия»… Появилась газета «Вечерний Санкт-Петербург». А с сентября нынешнего года на кнопке бывшего Life начал работать телеканал «78», куда перевели многих сотрудников 5-го канала. Дай Бог всем успеха!
Однако всё это пока мало изменило общий пейзаж после побоища, устроенного два года назад. Где волнующие горожан проблемы? Где горячие дискуссии? Где острые журналистские выступления, не говоря уж о журналистских расследованиях? В последнее время ничего такого не вспомнить.
Многие проблемы городской жизни остаются вне общественного внимания. Словно и нет их. Всё заполонила её величество Информация. Подчас голая до неприличия. Она стала главным жанром и почти единственным…