За два с половиной месяца до Олимпиады снова ожил голем и по совместительству информатор WADA Григорий Родченков. В последний раз он откровенничал за два с половиной месяца до Олимпиады-2016 в Рио.
Сразу оговорюсь, я не имею ни малейшего понятия, много ли российских спортсменов лопали запрещённые препараты столовыми ложками и лакали стаканами. Не знаю, причастны или нет министр спорта Виталий Мутко, его заместители и прочие ответственные за Олимпиаду в Сочи функционеры к созданию государственной допинг-программы.
Сегодня, после всех докладов, разоблачений, обвинений и оправданий ответить на эти вопросы можно лишь как блондинка на вопрос о шансах встретить динозавра на Тверской. 50 на 50. Может, участвовали и принимали, а может, и нет.
Григорий Родченков, главный свидетель и, в сущности, соучастник чудовищных злоупотреблений, якобы имевших место быть во время Олимпиады в Сочи, рассказывает нечто, во что можно поверить, только если очень хочется верить. Как там говаривал Тертуллиан? Credo quia absurdum — Верую, ибо абсурдно!
Григорий Родченков, талантливый химик (в хорошем смысле этого слова)? трудился на антидопинговой ниве фактически всю жизнь. Курировал соответствующие программы в СССР ещё во время первых игр Доброй воли в 1986 году, когда Тед Тёрнер попытался вывести олимпийский спорт из политического клинча, ведь США и СССР бойкотировали последовательно две Олимпиады, в Москве и в Лос Анджелесе. Родченков много лет директорствовал в антидопинговой лаборатории в Москве, пока независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) не порекомендовала лишить его лабораторию лицензии, а директора уволить. Тогда Григорий Родченков публично назвал членов комиссии «тремя дураками». Кстати, одним из трёх дураков был Ричард Паунд, на тот момент глава WADA, а вторым Ричард Макларен, у которого Родченков вскоре оказался самым доверенным свидетелем. Оба Ричарда, некогда желавшие уволить директора Родченкова, теперь слепо верят в рассказы свидетеля Родченкова. Что он ни расскажет, в то и верят.
Рассказывает Григорий Родченков много и охотно. Всего не перескажешь. Но пару историй попробую проанализировать.
История первая — «Про стероидный коктейль».
За два с половиной месяца до Олимпиады в Рио Григорий Родченков поведал «граду и миру», что лично изобрёл невероятно эффективный для поддержания спортивной формы коктейль, где миллиграмм на миллилитр смешаны с алкоголем три анаболических стероида метенолон, тренболон и оксандролон. В мужской коктейль Родченков добавлял виски Chivas, в женский — вермут Martini. И чуть не лично потчевал этими напитками спортсменов из российской олимпийской сборной. Виски и вермут были нужны для ускорения абсорбирования препаратов, чтобы уменьшилось окно обнаружения запрещённых субстанций.
Вот такой химический гений Родченков.
Отчего-то ни «Нью-Йорк Таймс» (Родченков поведал о коктейле прежде всего журналистам этой газеты), ни специальная комиссия Ричарда Макларена не стали уточнять, почему использовался алкоголь только этих марок. У Родченкова или Минспорта России контракт на product placement именно с Chivas и с Martini? Какие особенности алкоголя этих производителей заставили использовать именно их? Другие сорта виски и вермута, а также прочие разновидности спиртного вроде водки, рома и джина не способствуют ускоренной абсорбции анаболических стероидов?
Странная история.
Журналистов и расследователей из WADA не насторожило и обилие деталей в исповеди информатора. Криминалисты считают одним из признаков ложных показаний наличие излишних и зачастую неправдоподобных мелочей.
Но действительно, при чем здесь криминалистика? Это ж спорт, который мир!
История вторая — про баночку, дырочку и «досолить мочу по вкусу».
Григорий Родченков за те же два с половиной месяца до Олимпиады в Рио поведал «граду и миру», что во время Олимпиады в Сочи он лично, с помощниками, серийно подменял допинг-тесты российских олимпийских чемпионов, когда в городе Сочи наступали тёмные ночи.
Алгоритм подмены, по версии Родченкова, выглядел следующим образом. Якобы ФСБ, воспользовавшись большой партией пробирок, предоставленной в их распоряжение самим директором Антидопинговой лаборатории, изобрело способ вскрывать «невскрываемые пробирки» фирмы Berlinger. Не то с помощью термической обработки, не то с использованием тонкой полоски металла вроде безопасной бритвы фирмы «Нева». Тут Родченков немного запутался в показаниях, что никого не насторожило, ведь он честно признал, что воочию не видел, как именно вскрывают «невскрываемое».
Потом спортсмены, включённые в «шпионскую операцию», сдали «чистую от стероидов» из коктейля Родченкова мочу и передали её на хранение. Судя по показаниям главного свидетеля WADA в ФСБ.
Далее начинается история про «крыс с зубами, пропитанными цианистым калием», которые загрызут главного героя.
Каждую олимпийскую тёмную ночь Родченков получал от Минспорта список спортсменов, чьи пробы надо подменить, а также фотографии допинговых протоколов с номерами нужных пробирочек. Потом вместе с помощниками спускался в специально оборудованную комнату, расположенную через стенку от хранилища с пробами.
Один помощник входил в хранилище (вероятно, через дверь?), а потом через специальную дырочку в стене передавал Родченкову бутылочки с нужными номерами. Тот, в свою очередь, отдавал всё это специальному человеку, как он полагает, из ФСБ. Агент уходил в неизвестность и возвращался с уже вскрытыми, но целыми пробирками от Berlinger, а также образцами чистой мочи нужных спортсменов, которые в ФСБ (видимо, ради конспирации) хранили в бутылках от минералки, баночках из-под детского питания и прочей разной таре. Родченков с помощниками сливали дурную мочу в туалет, мыли пробирки, сушили фильтрационной бумагой, заполняли чистой мочой. Затем наступал «час химика» — Родченков должен был довести плотность чистой пробы до плотности, указанной в допинг-протоколе. Делал он это с помощью простой поваренной соли или жидкости с формулой H2О. Далее пробирки запечатывались и возвращались на место в хранилище. Через дырочку, естественно.
Тут что ни деталь, то вопрос. Зачем дырочка, если есть дверь, через которую проникал помощник Родченкова? Зачем вся эта водно-солевая химия и мытьё пробирок непосредственно в помещениях РУСАДА, если пробы всё равно уносили куда-то в более безопасное место? Если ФСБ не хотела делиться секретом взлома пробирок Berlinger, то почему нельзя было выделить для родченковских химиков отдельное помещение? Зачем все эти бутылки от минералки и детского питания, неужели у ФСБ не хватило 500 рублей на закупку специальных контейнеров? Зачем вообще менять пробы, если химик Родченков придумал правильный коктейль, абсорбирующийся строго по графику?
И, наконец, последнее: к чему все эти ночные игрища с баночками, дырочками и поваренной солью, если, по словам другого информатора WADA, Виталия Степанова, «агенты ФСБ выдавали себя за сотрудников антидопингового контроля во время Олимпийских игр в Сочи и пытались контролировать каждый шаг в процессе анализа допинг-проб»? Не проще ли было посылать ко всем нужным спортсменам «правильного» допинг-офицера, с припрятанной баночкой, в которой «правильная» моча и сразу заполнить ею невскрываемые пробирки от Berlinger?
Схема махинаций с допинг-пробами, описанная Родченковым попросту абсурдна, уж больно много в ней умноженных и возведённых в квадрат сущностей. Но ведь верят. Верят безоговорочно.
Вот и сейчас верят, когда за два с половиной месяца до Олимпиады в Пхёнчхане, Родченков очнулся и сообщил, что у него есть новые факты и новые доказательства. Некие файлы ещё от 2012 года. Никто не спрашивает, отчего дававший показания под присягой Родченков утаил улики, приберёг их на сейчас.
Просто верят. И верят свято!
Будто Родченков олимпийский голем. Потомок пражского великана, созданного с помощью заклинаний из глины и праха для исполнения разных «чёрных» работ и «трудных» поручений. Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Пражский голем будто бы возрождался к новой жизни каждые 33 года.
Олимпийский голем Родченков возрождается каждые два года, за два с половиной месяца до очередной Олимпиады, чтобы попортить кровь российским спортивным функционерам, потрепать нервы российским олимпийцам, а в идеале изгнать Россию из семьи олимпийских наций. Так что дорог голем к олимпийскому дню, даже если несёт ахинею.