Михаил Ломоносов. «Он был первым нашим университетом»

Вчера исполнилось 306 лет со дня рождения Михаила Ломоносова (1711–1765). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой жизни и трудам гениального самородка из поморской глубинки.

Коллекция богата своим разнообразием: тут и научные работы, исследования, и очерки, и архивные материалы, рассказывающие о деятельности учёного, и его эпистолярное наследие. В ряде старинных книг Ломоносов предстаёт не только как химик, но также как литератор, реформатор русского языка.

Исследователи отмечают, что само место рождения — Архангельская область, село Холмогоры — сыграло немалую роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в книге «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание» (1911) пишет: «Поморы представляют из себя особенный, самобытный класс населения, и, хотя обычно числятся крестьянами, но по сметливости, энергии, предприимчивости, общему развитию резко отличаются от крестьян, занимающихся только земледелием». Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19-летнего возраста ходил на промысел в Белом и Ледовитом морях, многое повидал и многому научился у поморских промысловиков, умеющих не только ловить зверя и рыбу, но и с выгодой их продавать. «Впоследствии Ломоносов нередко пользовался в своих учёных трудах почерпнутыми в отрочестве впечатлениями, наблюдениями и умозаключениями».

Подробная биография великого учёного представлена в нескольких книгах Президентской библиотеки. Из них можно узнать, что лишь к 20 годам он овладел чтением и письмом. Поначалу его настольными книгами были только духовные церковные произведения. Позже он познакомился с «Арифметикой» Л.Ф. Магницкого и «Грамматикой» М.Г. Смотрицкого (1648), доступной на портале Президентской библиотеки.

В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в Московскую славяно-греко-латинскую академию, которую ещё называли «Спасския школы». Мера таланта поморского самоучки раскрылась в первый же год, когда его дважды переводили на более высокую ступень обучения. Уже в 1735 году Ломоносов, по требованию Синода, в числе лучших учеников был направлен в Санкт-Петербургскую академию наук, а в 1736-м его командировали в Германию для изучения металлургии, химии, а также тех наук, которым не обучали в России. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум, высокую обучаемость и неуемную жажду в приобретении знаний.

В электронной копии книги Я. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описаны в том числе житейские неурядицы Ломоносова: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне тесных обстоятельствах. <…> Cкудное академическое жалованье задерживалось по нескольку месяцев, и он, как сам говорил, не только не мог покупать инструментов, но с великою нуждою иметь пропитание». А ведь Михаил Васильевич к тому времени уже обзавёлся семьёй, у него родилась дочь.

И тем не менее учёный продолжал дело академического строительства в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, каким должен быть создаваемый в Москве университет.

В электронной копии юбилейного издания «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М.В. Ломоносова Императорским Московским университетом» приведено высказывание Михаила Сперанского, со всей полнотой отражающее роль Ломоносова в создании университета:

«С первого же дня своего существования Университет стал жить тою традицией, над созданием которой всю жизнь трудился Ломоносов: Университет стал не только местом науки, но науки, широко открывшей свои двери обществу. <…> Светоч русской науки, зажжённый в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погас, несмотря на никакие бури, проносившиеся над русской наукой и жизнью, и не погаснет он до тех пор, пока мы будем не только вспоминать великого создателя русской науки, но и помнить его заветы и поучительную историю Московского Университета — иначе — историю нашего научного и народного самосознания».

Московский университет создавался в то время, когда ещё можно было мечтать о свободе науки, как о чём-то действительно осуществимом: Ломоносов хлопотал о предоставлении Московскому университету «вольностей Лейденского и других иностранных университетов». И действительно — относительная свобода преподавания, самостоятельность во внутренней жизни учебного заведения, признание его как научного центра характеризуют ранние годы жизни Московского университета…

Особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Эту тему под не совсем обычным ракурсом в работе «Корифеи русского слова» исследует Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждения которых он должен был действовать».

Так, скажем, в своё время он преподнёс оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от неё решения ряда проблем по организации науки в отставшей по этому критерию от Европы России. Вполне прагматичный расчёт оправдался, что явствует из книги А. Кизеветтера  «Ломоносов» (1914): «Шувалов был знатный вельможа и всегда мог видеть императрицу. Он-то и разъяснил государыне, как важно и необходимо всё то, что написал Ломоносов об устройстве в Москве первого университета. Когда открывали университет, Ломоносов очень хлопотал о том, чтобы туда свободно допускали без различия и знатных, и самых простых людей, и дворян, и купцов, и крестьян — всех, кто захочет».

Сегодня Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. С недавних пор на юридическом факультете МГУ создан электронный читальный зал Президентской библиотеки. Каждый желающий теперь может использовать ресурсы фонда библиотеки, в том числе её «ломоносовскую» коллекцию.

Энциклопедист, поэт, художник, филолог, минеролог, мозаист, основатель первой в России научно-исследовательской химической лаборатории, реформатор русского языка, автор русской риторики, составитель «Российской грамматики», Ломоносов никогда не переставал трудиться во славу науки. Как написал А.С. Пушкин в своём «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов… был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Так говорил Михаил Ломоносов

— Всё, что есть в природе, математически точно и определённо; хотя мы иногда сомневаемся в этой точности, но наше незнание нисколько не умаляет её: если бы даже весь мир сомневался в том, что дважды два четыре, всё-таки дважды два у всех сомневающихся дадут четыре.

— Дерзайте отчизну мужеством прославить!

— Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях.

— Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей.

— Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

— Кто малого не может, тому и большее невозможно.

— Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

— Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.

— Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

— Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.

— Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

— Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 × 3 =