Эффективные менеджеры от науки придумали, как именно следует распределить деньги, предназначенные на повышение заработков подведомственных им учёных РАН. Представленная формула выглядит устрашающе, но не так страшен чёрт, как страшны задумки ФАНО.
Придуманная в ФАНО формула выглядит вот так:
Меня это нагромождение постоянных и переменных так испугало, что к её осмыслению я привлекла человека, изучавшего всякие математические изыски от теории вероятностей до основ программирования в одном из лучших профильных университетов России. Как выяснилось — напрасно.
Особых математических познаний для расшифровки вовсе не требуется. Высшей математики в формуле благоденствия от ФАНО с гулькин нос, в основном арифметика. И вдобавок множество переменных, от которых собственно и зависят достойные зарплаты сотрудников академических институтов. Зарплаты, о которых речь шла ещё в 2012 году в майских указах президента.
Переменные и прочие правила вычисления финансового счастья сформулированы скверно. Пояснения к формуле расчёта заветной субсидии путанные и неполные. Например, не очень понятно, как в одной и той же переменной формулы использовать одновременно показатели конкретного института и региона в целом.
А так всё вполне исчислимо. Формула учитывает численность сотрудников, особо ценятся те, что до 39 лет. Важна публикационная активность учёных. Соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования учреждения науки. Размер средней заработной платы в институте, а также в среднем по региону и стране.
Дальше делим, умножаем, плюсуем, иногда плюсуем с применением алгебраических «сумм». Главное, не ошибиться в исходных показателях.
Даже беглый взгляд на формулу «ФАНОвого» финансового счастья позволяет догадаться, что особо ценны молодые сотрудники до 39 лет, а также невиданная публикационная активность всех сотрудников.
Показатель удельного веса исследователей в возрасте до 39 лет дает повышающий коэффициент, только если молодёжи в научном институте больше половины. Или на скверном математическом языке ФАНО: 39летДК > 50%, 39лет = 1,2.
Но лучше проверить с конкретными цифрами в руках.
Поэтому, по моей просьбе, специально обученный в хорошем университете специалист (но не бухгалтер) рассчитал возможные субсидии от ФАНО для двух фактически идеальных с точки зрения ФАНО институтов.
Один маленький — 50 сотрудников, второй большой — 500. В остальном там всё прекрасно.
Молодых сотрудников формата «39 минус» — больше 50 процентов.
Все сотрудники поголовно успешно публикуют по 4 статьи в год в рецензируемых журналах, причём у каждого ежегодно по 2 статьи в журналах, которые индексируются в столь любимых научным менеджментом Web of Science.
Оба института успешно привлекают внебюджетное финансирование в размере 50 процентов от бюджетного.
В целом не институты Академии наук, а торты с сахарными замками на день рождения ФАНО. И регион обычный, не дотационный.
Только зарплаты были указаны не идеальные, а реальные. Средняя по институту — 25 тысяч, при средней по региону и стране в 35 тысяч.
Напомню, согласно президентскому указу № 597, научные сотрудники «в среднем» должны в четвёртом квартале 2017 года зарабатывать до 180 пироцентов от средней по региону, а в 2018 году — до 200 процентов.
Но в формулу мы проставили, как того требуют условия задачки ФАНО, реальные цифры за отчётный год.
Далее делим, умножаем, возводим в степень, плюсуем и получаем!
Внимание! Внимание! Внимание!
Прибавка к зарплате от субсидии ФАНО составит около 8 тысяч рублей в год! Это в маленьком институте, где 50 сотрудников и половина — молодые. Сотрудники большого института могут рассчитывать на прибавку побольше. Им подкинут 8100 или даже 8200 рублей в год.
Это, повторяю, в идеальных институтах, где много молодёжи, велика публикационная активность, в том числе международная, только зарплата реальная. Это в институтах, где все сотрудники поголовно впахивают, как папы Карлы. Но получают маловато.
Если активно трудится только половина учёных, хоть она и трудится почти за двоих, но число требуемых статей на душу научно-списочного состава меньше требуемого показателя, то субсидия почти обнуляется.
Сильно понижает размер субсидии такой переменный фактор формулы процветания от ФАНО, как зарплата в научном институте, когда она сильно ниже средней по региону.
Но субсидию можно весьма существенно увеличить с помощью резкого роста публикационной активности.
Вот если эти прекрасные молодые, но знающие и трудолюбивые научные сотрудники будут публиковать по 8 статей ежегодно и при этом по четыре в журналах из списков Web of Science, то субсидия сразу взлетит до 30 тысяч рублей в год на каждого. А если по 16, из них по 8 в журналах из списков Web of Science, — то прибавка составит сразу 200 тысяч в год на душу научного населения института.
Насколько это реалистичное задание — судите сами, господа физики, математики и химики с гуманитариями.
Заодно можно поразмышлять о том, насколько готовы вступить в гонку за субсидией по формуле благоденствия от ФАНО менее идеальные академические институты, где сотрудники сильно старше и публикуют не статьи, а монографии, к примеру, и где заработки тоже не высоки.
Зато товарищи учёные, доценты с кандидатами, теперь, после обнародования формулы финансового благополучия от ФАНО, вы точно знаете, за что вас ценят эффективные менеджеры науки — за план по валу, за стахановские подвиги на научной ниве.
Старайтесь соответствовать.
P.S. При написании данной статьи ни один бухгалтер не пострадал. Мы будем признательны, если профессиональные бухгалтеры из академических институтов подтвердят или опровергнут расчёты математиков.
P.P.S. Формула, составленная эффективными менеджерами ФАНО, наглядно показывает, что математик Григорий Перельман не имел, не имеет и не будет иметь права на получение субсидии от ФАНО, а также на зарплату, определяемую прочими циркулярами ФАНО. Но это уже не важно. Он вроде теперь в Швеции работает.