Наверное, я всё-таки блондинка, хотя зеркало это опровергает. Читала речь Трампа, вникала в новую доктрину нацбезопасности США. Много думала. Особенно о национальной гордости и ревизионизме. И о том, что значит «Америка прежде всего».
По-английски в исполнении президента Дональда Трампа это звучит America first. Хорошо, что не America above all, а то по-немецки было бы Amerika über alles и приводило к ненужным аллюзиям.
Хотя America first для истории США — примерно то же самое, что для немцев Deutschland über alles. Это лозунг, с которым выступал Чарльз Огастес Линдберг. Героический авиатор, первым в одиночку перелетевший через Атлантику из Нью-Йорка в Париж, он был ярым изоляционистом, противником участия США в войне против нацистской Германии. Он даже организовал одноимённый комитет, что взбесило президента Франклина Рузвельта. Злые американские языки называли его антисемитом и нацистом, особенно когда Линдберг после «Ночи хрустальных ножей» отказался вернуть командорский крест ордена Германского орла, преподнесённый ему Германом Герингом во время дружеского обеда. Позже Линдберг говорил, что протестовал против вмешательства американцев в европейские дела, поскольку опасался, как бы в этом случае Европа не оказалась во власти проклятых коммунистов.
Даже беглое знакомство с речами Линдберга доказывает, что он был вполне себе расист, националист, антикоммунист и американский патриот, как и другие его сторонники, которых именовали America Firsters.
Так что лозунг, избранный Трампом для предвыборной кампании, а теперь и для стратегии национальной безопасности, наполнен разнообразными аллюзиями. Но, в конце концов, Дональд Трамп девелопер, магнат и шоумен, он не обязан в тонкостях знать историю США.
Хотя именно на фундаменте славной истории Северо-Американских Соединённых Штатов построена нынешняя стратегия национальной безопасности.
Тут не поспоришь: народ Америки — истинный источник её величия. Продвигает свою культуру и свои ценности. Сражался и побеждал по всему миру.
Но в этом месте у блондинки вопрос: ведь не только побеждал?
Освобождал захваченные страны, превращал бывших врагов в лучших друзей, выводил целые регионы из бедности к процветанию…
Опять блондинка сомневается. Какие именно «захваченные страны» были освобождены? Кто эти «враги» ставшие друзьями, кроме Германии и Японии? Главное, хотелось бы назвать поимённо регионы, выведенные из бедности. Панама? Афганистан? Никарагуа? Вьетнам? Или это регионы внутри США?
В принципе, все комплименты по адресу американского народа в стратегической речи Трампа — это очень правильно. Плох тот правитель, что держит свой народ за бессловесное быдло.
Камни критики в адрес предшественников тоже вполне объяснимы. Трамп — человек, и ничто человеческое ему не чуждо, так что он с оттяжкой отплатил за плохо скрываемое презрение конкурентов на выборах и прочих предшественников. Но у блондинки опять вопросы, кто такие «зарубежные бюрократы из далёких стран», на откуп которым были отданы интересы США?
Про миграцию понятно, эту карту грех не разыграть. Укрепление границ в виде стены вдоль Мексики — очевидно. Это давняя трамповская idée fixe.
Про экономику и снижение налогов тоже понятно: раз экономика растёт, а налоги снижаются, грех этим не похвастаться.
Похвалить армию и пообещать финансирование тоже святое дело.
Но вот в войне с терроризмом какая-то путаница. В этом стратегическом салате оливье перемешаны Иран c Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и Исламское государство (запрещено в РФ — прим. ред.), которое объявлено террористическим во всём мире, а теперь разгромлено. Причём разгромлено исключительно коалицией под эгидой США. Это явная передержка, но ладно, как говорил Василий Тёркин, «я не гордый, я согласен на медаль». А КСИР — вообще-то, спецслужба суверенной страны, члена ООН. КСИР — вроде ЦРУ, АНБ и прочего спецназа США. Чистый, беспримесной салат оливье.
Меня как блондинку смущает ещё один пассаж из этой речи: «Теперь мы преследуем этих террористов повсюду, куда бы они ни бежали, и мы не пустим их в Соединённые Штаты». Моя блондинка правильно поняла, что террористы из ИГ бегут в США?
В другом пассаже, про успехи в Афганистане, имеется в виду, вероятно, «мать всех бомб», сброшенная в каменистых горах Гильменда. Пакистану строго указали бороться с терроризмом на своей территории. Предположим.
Друзьям по НАТО настоятельно советуют пополнять бюджет НАТО полновесными евро в оговоренных ещё в 1948 году объемах, что тоже, видимо часть национальной стратегии безопасности США.
Северная Корея в изоляции и под санкциями, но впереди большая работа. Тоже понятно.
Что касается врагов и противников, то США в тройном кольце.
Это международный терроризм, вероятно, в лице поверженного и бегущего непонятно куда ИГ. А также прочие наркокартели и торговцы оружием.
Второй круг — страны-изгои, к которым в данной конкретной речи причислены Северная Корея и Иран. Сирию в этом году миновала чаша сия.
Третий круг — страны ревизионисты, а заодно конкуренты в лице Китая и России, которые грешны тем, что «стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству». Тут у моей внутренней блондинки начинается когнитивный диссонанс. Стратегия национальной безопасности США предполагает, что все остальные страны мира, чтобы не попасть в список врагов должны быть озабочены исключительно поддержкой американского влияния, американских ценностей и богатства США?
Дальше — гуще.
«Мы никому не навязываем наш образ жизни, однако будем продвигать свои ценности».
«Нужны прочные альянсы, основанные на сотрудничестве и взаимности».
«Будем создавать партнёрства с теми, кто разделяет наши цели и превращает общие интересы в общее дело».
Моя внутренняя блондинка, хотя и блондинка, дочитав до конца стратегическую президентскую речь, не забыла, что было объявлено главной целью в начале речи: «Америка прежде всего» — America first.
И какие выводы моя внутренняя блондинка должна сделать?
Что должны думать все прочие блондинки — в Дании, Швеции, Белоруссии?.. А что должны думать брюнетки из Малайзии или Сингапура?.. Или думать им уже поздно? А может, всем, и особенно ревизионистам с ревизионистками, надо срочно записываться в America Firsters?