Ёлка Новогодняя и Рождественская

По традиции, в канун нового 2018 года Президентская библиотека представила на своём портале редкие издания и богатый иллюстративный материал об истории новогодних праздников — «Новый год и Рождество в России».

 

Разнообразные малоизвестные издания расскажут о том, как отмечали Новый год и Рождество в России, как видоизменялись традиции праздника  на протяжении веков. Структурно коллекция строится по разделам: «Законодательство», «Описание праздников и исследования», «Торжественные слова», «Поздравительные письма», «Награждения в праздники», «Художественные произведения», «Календари», «Периодическая печать о праздновании Нового года и Рождества», «Изобразительные материалы».

Обычай красочных пышных торжеств в Рождество и в первый день января с непременным атрибутом — ёлкой — внедрил в уклад русской жизни неутомимый новатор во всех областях Пётр Великий.

Специальным указом, как повествуется в электронной копии книги Сергея Князькова «Картины по русской истории»царь повелел: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря… В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Предписывалось также «чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни…». И ниже отмечается, как неутомимо Пётр I приучал Северную столицу к пышным балам и ассамблеям, заимствованным в Европе: «Всюду чувствуется, что здесь, на берегу Невы, усиленно, лихорадочно, торопливо бьётся пульс животворящей деятельности, превращающей старое царство Московское в Империю Всероссийскую».

В оцифрованной книге Александра Корнилова «Новый год в 1724 году» есть подробные описания празднования Нового года в Петербурге: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими и Сам читал Апостол… Государь был в Преображенском мундире, зелёным с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи северного оленя мехом вверх… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус».

Тема Рождества Христова отражена в разделе коллекции «Художественные произведения». Изданный в Полтаве рассказ священника И. Галапбутского «Рождественский сон» (1899), который был «Училищным Советом при Святейшем Синоде допущен в библиотеки церковно-приходских школ» на доступном детям языке трактовал главное христианское событие:

«Только теперь Петя увидел на небе звезду, горящую каким-то чудным, необыкновенным светом. Звезда манила, глаз нельзя было оторвать от этой чудной, величественной звезды, и Петя, едва сдерживая дыхание, смело, бодро и весело шёл за “волхвами”, как мысленно назвал он странников. <…> Вдруг раздался звон “во все колокола”, звезда младенца Христа остановилась и… Петя очутился в какой-то пещере. О, радость! — Пред ним предстало Святое Семейство. Младенец Иисус лежал в яслях, и лик его сиял ярким, необыкновенным светом; тут же находились: Матерь Божия, Иосиф Обручник, окружённые таким же неземным сиянием…».

Во времена Николая I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане»: «Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия. Замаскированных дам впускают в залу с 11 часов вечера, но они должны до начала маскарада оставаться на хорах».

Президентская библиотека в рамках новогодней коллекции представила на портале уникальный фотоальбом старшей дочери последнего российского императора Николая II великой княжны Ольги Николаевны. Альбом содержит около 300 фотографий и отражает традиции празднования Нового года и Рождества в царской семье.

В 1920 году в нашей стране Новый год не отмечали, он был запрещён властями. Этот самый любимый детьми и взрослыми праздник был объявлен буржуйским и религиозным. Однако, начиная с середины 1930-х годов, на улицах страны снова официально появились нарядные ёлки, а производство начало выпускать ёлочные новогодние игрушки.

В электронной копии сборника статей «Ёлка» (1937), выпущенным Учпедгизом, дано множество методических указаний, как проводить праздник, как мастерить ёлочные игрушки и проч. Заканчивается сборник директивой (от 15 ноября 1937 года) заместителя народного комиссара просвещения: в детских учреждениях должны быть установлены новогодние ёлки! «Организации ёлок следует уделить большое внимание и поставить это дело шире и красочней по сравнению с прошлым годом. Новогодняя ёлка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами о детях партии, правительства и лично товарища Сталина».

Помимо старых книг, например, энциклопедии зимних праздников нашего народа Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895), — в фонде Президентской библиотеки, составляющем сегодня около 600 тысяч единиц хранения, представлен богатый иллюстративный материал советского периода, посвящённый Новому году. Это открытки, рисунки, фотографии… Тут же изображения зимнего Петербурга, заснеженные Ростральные колонны, Медный Всадник, за ним величавый ансамбль Сената и Синода. Город Петра, как и в прошлые века, уметь не только трудиться, но и праздновать.


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

19 − 12 =