Учёные из Санкт-Петербурга и Израиля проанализировали математическими методами известные произведения и предложили литературоведам новый способ определения авторства текстов
В проекте участвовали учёные математико-механического факультета СПбГУ и компьютерного факультета ОРТ Брауде колледжа. Для исследования математики выбрали известные литературные произведения: цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова «Основание», серию произведений Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах», роман в трёх томах Джона Толкина «Властелин колец» и другие книги.
«Мы применили при анализе литературных произведений те принципы работы с большими данными, которые используем при анализе изменения температуры воздуха за длительный период времени, при анализе химического состава ледяных кернов из четырехкилометровой скважины в центральной области Антарктиды. Делаем это, чтобы судить об изменении климата на Земле за тысячи лет», — рассказал ТАСС один из авторов исследования, доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ Олег Граничин.
За единицу информации учёные брали фрагменты текста размером около страницы, а в итоге получали графики, описывающие авторский стиль. Полученный алгоритм, по мнению учёного, может стать полезным инструментом для литературоведов. Он пригоден, например, чтобы узнать, один автор создал произведение или несколько. Исследователи сравнили три книги из цикла «Властелин колец» Джона Толкина с двумя другими его произведениями «Хоббитом» и «Сильмариллионом».
«Метод достаточно точно определил, что первая повесть была написана тем же автором, который создал трилогию, а вот «Сильмариллион» заметно отличается по стилю», — отметил Олег Граничин. Исследователи обнаружили это различие и нашли подтверждение ему в истории семьи Толкина. «Книга была издана уже после смерти автора: сборник мифов и легенд Средиземья дорабатывал сын Джона Толкина Кристофер, который несколько лет изучал черновики отца», — сказал учёный.
«Алгоритм будет использован одним из студентов при подготовке курсовой работы, — говорит Олег Граничин, — Он взялся проанализировать тексты Михаила Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина» и «Судьба человека».