Снег и небесная канцелярия

Марианна Баконина
Февраль14/ 2018

Петербургские чиновники, ответственные за уборку, обещали убрать снег и лёд «максимально». К понедельнику. А в понедельник…

…В понедельник выяснилось, что «максимально» не значит «совсем» или «почти совсем». «Максимально» значит «по возможности» и, судя по всему уповая не на свои силы, а на силы небесные.

Уж не знаю, чем занимались последние дни профильный вице-губернатор и прочие начальники, ответственные за уборку снега и льда в Петербурге, но сдаётся мне, что по преимуществу взывали к силам небесным. В надежде, что небо придёт на помощь и в мгновение ока растопит снежные валы, истребит сугробы и испепелит сосульки.

Уж не знаю, какие именно обряды заказывали, профильный молебен или шаманские камлания с бубном, ясно одно — всё это не сработало. Хоть и пришла временная оттепель, силы небесные решили не исполнять работу чиновников, ответственных за снег и лёд.

В центре города опасно передвигаться и пешком, и на общественном транспорте, и на личном автомобиле. Схваченные коркой грязные снежные валы вдоль проезжей части, ледяные колдобины на тротуарах, снежная каша с ледком на проезжей части… Снежная каша и сугробы даже на Дворцовой. А начальники от благоустройства бодро отчитываются об отработанных «дворникочасах», «бульдозероднях» и вывезенных «снегокубометрах».

Даже кухарка, которая пренебрегла советом Ленина и не училась управлять государством, легко сообразит, что ей вешают на уши плохо сваренную лапшу. Кухарка, далёкая от государственных дел, расскажет госслужащим, что если она отчитается о своей работе часами, проведёнными на кухне, числом миксеров и мясорубок, использованных в ходе приготовления котлет и пюре, тоннами вынесенных на помойку пищевых отходов, но так и не поставит на стол тарелки с готовыми котлетками и гарниром, — они, все эти госслужащие, останутся голодными. И недовольными.

Отчего тогда чиновники обижаются на недовольство горожан?

Наши чиновники хотят отделаться цифрами в отчётах, будто эти цифры доказывают, что они хорошо делают свое дело. На самом деле цифры доказывают только одно — что чиновники успешно осваивают бюджетные деньги. А вот сугробы, сосульки и наледь наглядно демонстрируют, что реального дела-то как раз и нет. Вовсе.

Уборка, неважно чего — квартиры или города, требует, прежде всего, правильного алгоритма. Ещё крайне необходимо желание навести порядок.

Последние дни доказали, что ни того, ни другого нет у тех бойцов за чистоту, которых направили на улицы начальники из Смольного. Нет ни дельного плана, ни желания убирать.

Все эти дни горожане наблюдали, как бульдозеры выстраивают высоченные снежные валы вдоль припаркованных машин, дворники сгребают туда же на край проезжей части снег с тротуаров. Делают они это с упорством достойным лучшего применения, хотя прекрасно знают, что автовладельцы рано или поздно откопают свои машины, снег опять переместится куда попало и застынет в причудливых кучах. Сгребать снег к припаркованным машинам — всё равно, что заметать мусор под диван.

Потом приходят кровельщики и сбрасывают на тротуар новые порции снега и льда. Потом ответственные за очистку кровель выбирают один из двух сценариев: сгребают сброшенное на тот же край проезжей части или оставляют всё как есть, и тротуар превращается в поверхность, будто изрытую шрапнелью.

Эту бессмысленную работу снегоуборщики всех мастей исполняют с завидной безмятежностью, и, как выясняется, не просто так, и не по скудоумию своему, а по чёткому плану Смольного.

План выглядит так: «сначала снег отодвигается к лотковой зоне, где формируются валы, а потом снежная куча максимально вывозится». Лотковая зона — это на бюрократическом языке как раз та часть проезжей части, где припаркованы машины. Но наши чиновники этого не знают, как не подозревают о том, что построенные вдоль машин валы будут вскоре разрушены, а даже если уцелеют, убрать их невозможно, ни минимально, ни максимально, не повредив при этом автомобили. Их никто и не пытается убирать. Знай, каждый день подгребают свежевыпавший снег, чтобы валы росли всё выше и выше.

Зато чиновники знают про проблему сваливания на тротуар снега с крыш, но уверены, что они не должны согласовывать свою уборку с работой владельцев здания, потому что «этот снег должен вывозить тот, кто непосредственно ведёт работы по очистке кровель». Это не их снег, поэтому про него у чиновников голова не болит. Хотя должна болеть, тротуары в их ведении, а у снега нет ДНК, чтобы точно установить, чей он, в случае травмы или другого несчастья. Но ведь пока гром не грянет…

Упорное, системное, беспощадное строительство валов, которые оперативно убрать невозможно в принципе, и разделение снега на «свой-чужой» есть верная примета того, что начальники, ответственные за уборку снега, уповают прежде всего на помощь с небес. Заказывают молебны. Советуются с шаманами лопарей. Может, даже лично ездят на Ловозеро, чтобы проследить, что шаманы уехали по их заявке на Роговый остров и с правильными заклинаниями прикрепили к священным оленьим рогам венки из берёзовых веток и куски жертвенного мяса. А значит, потеплеет и снег, пусть даже в валах не успеет слежаться и растает.

В этом году погодная магия не сработала. Не то бога прогневили, не то шаманы схалтурили.

Придётся пускать в ход план «Б».

Начнутся ночные спецоперации с использованием эвакуаторов и прочей тяжёлой техники. Слежавшийся снег и наледь будут отдирать от асфальта ломами, бульдозерами и даже экскаваторами. Уродуя асфальт и расширяя фронт работ, а, значит, бюджетное финансирование для тех, кто занят ямочным и прочим дорожным ремонтом.

Такой круговорот денег в природе. Это мы уже проходили не один раз, начиная с 2010 года.

А, казалось бы, всё проще пареной репы: не сгребать снег, а собирать его грейдером в центре проезжей части, а потом убирать с помощью снегопогрузчиков, такие чудо машины называют «хап-хап», и вывозить сразу. А раз в неделю или даже реже, по необходимости, делать генеральную уборку с бульдозерами и валами. Но не когда бог на душу положит, а ровно в те дни и часы, что указаны на табличках рядом со знаком «Парковка запрещена».

Причём о генеральной уборке постоянных обитателей улицы стоит оповестить особо — объявлениями на столбах и баннерами под дворниками. Петербуржцы не вредные. Уберут машины без возражений, если точно будут знать, что не просто так, а для дела. Им тоже не нравятся высоченные снежные валы, ледяные колдобины и снежная каша.

Технология — испытанная десятилетиями. Но ныне утраченная. Теперь большие надежды на небесную канцелярию. Далеки чиновники от народа. Забыли мудрое, народное: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шесть − 6 =