Частная американская аэрокосмическая компания SpaceX, владельцем которой является Илон Маск, впервые запустила сверхтяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy
Она была запущена 6 февраля в 23:45 по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал. Через несколько минут после запуска боковые ускорители ракеты сели обратно на космодром, а центральный ускоритель должен был приземлиться на морскую платформу, но разбился о поверхность воды.
Ракета вышла на гиперболическую орбиту Земли, после чего, согласно задумке SpaceX, отправится в путешествие в далекий космос по гелиоцентрической орбите.
На борту ракеты находится другое детище Илона Маска — красный электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещён наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity». К слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен.
Falcon Heavy — сверхтяжёлая ракета-носитель, основанная на уже эксплуатируемой компанией ракете Falcon 9. Главное её отличие от более легкой версии заключается в том, что в качестве первой ступени в ней используется не один, а три ускорителя. Как и Falcon 9, новая ракета разрабатывалась как частично многоразовая. После запуска ракеты и завершения работы боковых ускорителей они отделяются и садятся обратно на космодром. Центральный ускоритель работает немного дольше и после отделения должен приземляться на морскую платформу в океане.
В одноразовом варианте Falcon Heavy может выводить на низкую опорную орбиту груз с массой до 63,8 тонны — это более, чем в два раза тяжелее, чем полезная нагрузка любой другой эксплуатируемой ракеты. Но в основном компания планирует запускать её в многоразовом варианте. При этом часть топлива будет расходоваться на маневры, связанные с посадкой, и масса полезной нагрузки будет заметно меньше.
Как заявил РИА Новости академик Российской академии космонавтики Александр Железняков, первый успешный испытательный запуск американской тяжёлой ракеты-носителя Falcon Heavy является знаковым явлением и существенным шагом в дальнейшем развитии всей мировой космонавтики.
«Как бы ни относиться к Илону Маску и его деятельности, необходимо признать, что он внёс существенный вклад в развитие мировой космонавтики. И то, что в американском арсенале появляется ракета с грузоподъемностью более 60 тонн, это, безусловно, знаковое явление. Falcon Heavy находится на стыке двух классов — тяжёлого и сверхтяжёлого: «свертяж» может выводить от 70 тонн и больше, а детище Маска находится примерно на верхнем пределе по грузоподъёмности для тяжелой ракеты-носителя», — отметил академик.
Отвечая на вопрос, какие риски и возможности для космического рынка открываются в связи с успешным испытательным полётом Falcon Heavy, Александр Железняков сказал, что для международного коммерческого рынка этот носитель в ближайшее время особой погоды не сделает.
«Эта ракета ориентирована в основном на будущее: запуски космических аппаратов в сторону Луны, Марса и других планет — там ей применение найдется довольно существенное и активное. Если же говорить об околоземной орбите, то пока есть не так много полезной нагрузки, которая требовала бы использования именно такой ракеты», — отметил академик.
«Сейчас основная задача для Маска — наработать положительную лётную статистику. Это был демонстрационный пуск. До конца года Falcon Heavy должен слетать ещё два раза: в ходе первого запуска планируется вывести арабский спутник связи, во время второго есть намерение отправить на орбиту сразу несколько космических аппаратов. Эти пуски не позволят раскрыть потенциал Falcon Heavy в полной мере, но для отработки лётных характеристик они необходимы», — отметил Александр Железняков.
Он выразил надежду, что успешный испытательный полёт американской Falcon Heavy также подстегнет предприятия российской космической отрасли к новым разработкам.
«Я всё-таки надеюсь, что у нас появится своя сверхтяжёлая ракета, и произойдет это не в каком-то отдаленном, а в обозримом будущем. Мне также нравится пиар-подход Илона Маска с освещением космических запусков. Да, в этом есть, конечно, большая доля рекламы и шоу, но это позволяет создать не только эффектную картинку для телевидения, но и позволяет специалистам увидеть в режиме реального времени важные детали: как работает в полёте носитель, как происходит отделение блоков. Тут нам есть в чём поучится, и давно бы следовало перенять этот опыт и транслировать картинку с рокеткамов, установленных на ракете», — заключил академик.