Возвращение в старую Европу

Президентская библиотека оцифровала альбом почтовых открыток с видами европейских городов. Эти снимки уникальны. Они были сделаны ещё до Первой мировой войны, затем в первой четверти XX века, в преддверии Второй мировой и в первые послевоенные годы. Прекрасные виды многих посещаемых истэблишментом Европы столиц и роскошных курортных поселений потом стёрла война.

Небольшой совет в преддверии открытия туристического сезона: если вы собираетесь в Европу, загляните сперва на портал Президентской библиотеки, в скором времени там появится европейский альбом, в котором представлено 50 старых почтовых открыток. Вы найдёте там много не только любопытного, но и полезного. На снимках — города Германии, Франции, Польши, Греции, Швейцарии, Прибалтики… Эти старые без малого вековой давности фотографии помогут вам понять, как было и как стало. Ведь всё познается в сравнении.

Ну, а если уж сравнивать, не всегда можно ограничиваться нынешними днями и двумя десятилетиями прошлого века. Вот, к примеру, Париж… Какой русский не мечтал побывать там, надышаться его атмосферой — посетить Лувр, сад Тюильри, Версаль, побродить по набережной Сены!..

Откройте электронную копию книги М. Полуденского «Пётр Великий в Париже» (1865), размещённую на портале Президентской библиотеки. В Новой истории царь Пётр был одним из первых русских, побывавших в Париже. Но как своеобразно было его знакомство с этим городом, европейской жемчужиной:

«В десятом часу вечера Пётр и сопровождавший его маршал Тессе — рассказывает Полуденский, — …остановились в Лувре, в комнатах покойной вдовствующей королевы. Тут Пётр пробыл с три четверти часа, посмотрел на два стола, накрытые на 60 человек, спросил хлеба и редьки, выпил два стакана пива и отправился в дом маршала Виллероа, в котором намеревался жить. От Лувра он отказался и просил, чтобы его не стесняли в его действиях; по-видимому, ему показалось помещение в Лувре слишком великолепным, и он уехал».

В первый день по приезде его царское величество изволил быть на производствах, «где делают шпалеры, был в анатомии, на стеклянных заводах…». Государь удостоил своим посещением Академию, «с интересом осмотрел все представленные ему машины. Мастер математических инструментов Бутерфильд говорил с Петром по-голландски, без переводчика; царь заказал ему несколько инструментов… По возвращении в Россию Пётр получил известие об избрании его членом Парижской Академии Наук».

Пример Петра и нам наука: совершенно не обязательно, приехав за границу, отмечаться во всех крупнейших музеях и участвовать во всех самых рекламируемых экскурсиях. Важно увидеть то, к чему лежит у вас душа….

Например, просто погулять по улицам, ощутить себя в евротолпе. На старых почтовых открытках ухоженные, с почти пустынными магистралями Будапешт, Париж, Люблин, Рига, совсем патриархальный на их фоне Вильнюс… Но стоит попасть в один их этих городов сегодня, как на эти чёрно-белые виды сразу накладывается разноцветье обилия людей, открытых кафе, велосипедов, автомобилей… И вы говорите себе: «Почувствуй разницу!»

Однако иногда эта разница вызовет у вас глубокое сожаление, даже боль. Вот несколько изображений Потсдама: строгость архитектурных линий резко контрастирует с барочными «излишествами» расположенного неподалёку Сан-Суси — самого известного дворца Фридриха Великого. Две открытки с их изображением виртуозно раскрашены умелым ретушером.

Но потом грянула война, и этот город с историей, насчитывающей свыше тысячи лет, в 1933-м был осквернён марширующими нацистами, а весной 1945-го сильно пострадал от бомбардировок союзной авиации.

Впрочем, сами фашистствующие арийцы, считавшие себя самой культурной нацией, от многих старых городов Европы оставили только руины. Первой жертвой стала Варшава: сначала, осенью 1939-го, город был уничтожен силами люфтваффе, а потом, уже в последние недели нацистской оккупации, гитлеровцы взрывали уцелевшие дома один за другим. Это был настоящий архитектурный геноцид или, как кричали в те дни нацистские газеты, личная месть «гениального фюрера» польскому народу.

Объединённый фонд восстановления польской столицы при активной поддержке со стороны правительства СССР, аккумулировавший силы и средства для восстановления столицы Польши, начал свою работу буквально через неделю после освобождения Варшавы. И уже к концу июля 1945 года центр Варшавы был почти полностью расчищен от завалов и мусора. Рядом над расчисткой магистралей и дворов трудились местные жители и помогавшие им советские солдаты.

Об­ла­ка пыли, круглые сутки стоявшие над уничтоженной Варшавой, ду­ши­ли людей. По сло­вам поль­ско­го пи­са­те­ля Лео­поль­да Тир­ман­да, «один фи­ло­соф под­счи­тал, что каж­дый вар­ша­вя­нин вды­ха­ет по че­ты­ре кир­пи­ча в год. Нужно силь­но лю­бить город, чтобы вос­ста­нав­ли­вать его ценой соб­ствен­но­го ды­ха­ния».

…В фондах Президентской библиотеки и на её портале можно ознакомиться и с другими уникальными фотографиями, на которых запечатлены красоты «старой доброй Европы».

Увидеть Париж первой трети прошлого столетия можно, познакомившись с электронным каталогом выставки «Москва — Париж, 1900-1930». При этом вы не только окунётесь в Париж первой трети прошлого века, но и ощутите атмосферу французской столицы.

А ещё на портале Президентской библиотеки любителей старины наверняка заинтересует комплект открыток «Хельсинки. Стокгольм. Париж. Лонжюмо. Копенгаген. Прага. Краков. Поронин. Женева» (1969).

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пятнадцать − 10 =