«Преступная», «жестокая», «зверская» — всё это о политике Башара Асада и о «системном применении химического оружия против собственного народа». Чего здесь больше — газа типа «хлор» или лицемерия?
Особенно сильными эпитетами пользуются политики, высокопоставленные чиновники и пресса в США. Стесняться, собственно, нечего, если в одном из своих «судьбоносных» твитов сам президент Дональд Трамп назвал президента Асада «животным». Так что говорят и пишут просто и без экивоков. В подтексте «святая простота»: а чего церемониться, раз они там применяют запрещённое оружие массового поражения?
Договоримся сразу. Химическое оружие — зло. Недопустимо применять химическое да и всякое другое оружие против мирных граждан. Особенно безоружных. Этот закон распространяется на всех, а не только для Башара Асада.
Не хочу ввязываться в дискуссию, кто применяет и применяет ли вообще химическое оружие в Сирии. Какие у кого доказательства. Какие у кого мотивы. С этим прекрасно справляются Василий Небензя и Ники Хейли в Совете безопасности ООН. Не отстают российские, американские, а в особенности британские военные и политики. И заодно — диванные аналитики, которые всегда готовы идти на виртуальные баррикады, хоть за красных, хоть за белых, хоть за зеленых.
Для рассеивания морально-нравственного тумана, который застил горизонты миропорядка и снова привел к ударам «Томогавками», стоит пересказать вкратце, без химических формул, колонку, опубликованную под красивым псевдонимом Fleet Street Fox в британском таблоиде Daily Mirror.
Лиса с Флит Стрит без литературных изысков, особых моральных инвектив и политических пристрастий разоблачила лицемеров. Перечислила семь случаев применения ужасного и преступного химического оружия собственно Соединенными Штатами Америки. В том числе против собственного народа.
Опустим риторику Уинстона Черчилля, которого обильно цитирует Лиса и который призывал травить газами то Красную Армию в 1919 году, то иракских повстанцев в 1920-м, то германские города в 1944-м. Логика самого популярного британского политика была проста: «Ну и что, что даже нацисты не травят врага газами. Мы можем, раз это приблизит нашу благородную победу». Примечательная логика.
Примечательная ещё и тем, что исправно работает до сих пор.
Это доказывают факты. Факты, которыми Лиса с Флит-стрит поделилась с британской публикой несколько дней назад.
2 декабря 1943 года немецкая авиация разбомбила американские грузовые суда в итальянском порту Бари. Один из затонувших кораблей, SS John Harvey, доставил в Европу секретный груз — горчичный газ. Эта информация была сверхсекретной и врачам в местных госпиталях не сочли нужным сообщить, что пострадавшим нужны определённые антидоты. Пострадало 628 человек, официально признано, что 69 человек умерли из-за действия горчичного газа. Это были в основном матросы американского торгового флота. Были жертвы из числа гражданского населения, сколько пострадало местных, никто не подсчитывал. Инцидент деликатно замяли. Но горчичный газ был фактом.
Вьетнам. Долгая война, в которой СССР поддерживал — север, а США — юг. Америка не только помогала Южному Вьетнаму травить химическим оружием гражданских лиц и вьетконговцев. За десять лет, с 1961-го по 1971-го, американские военные — собственноручно — вылили на землю Вьетнама и сопредельных стран почти 76 миллионов литров (!) ядовитой смеси дефолиантов и гербицидов с красивым именем Agent Orange («Оранжевый реагент»).
Эта смесь содержит сверхопасный диоксин, вызывающий рак, лейкемию, хромосомные поражения. По данным вьетнамского «Общества пострадавших от диоксина», из трёх миллионов вьетнамцев — жертв химиката свыше миллиона человек в возрасте до 18 лет стали инвалидами.
Пострадали, хотя и в меньших количествах, американские, канадские, австралийские, новозеландские и южнокорейские солдаты. За свои химические болячки, полученные на службе Отечеству, они если и получили компенсации, то копеечные. А Agent Orange, погубивший поколение, стал одним из центральных героев американской литературы 1970-х. Да к тому же вьетнамцев щедро поливали напалмом: разработанный в Гарварде ещё в 1942 году он генерирует температуры до 1200 градусов Цельсия, вызывает сильные ожоги, удушье и отравление угарным газом. Погуглите самую знаменитую фотографию той войны…
В начале 1950-х и в 1960-е годы химическое оружие испытывалось на населении США. Чтобы проверить, как именно частицы газа распыляются в атмосфере, подразделения химвойск страны (US Army Chemical Corps) проводили секретные эксперименты в Сент-Луисе, штат Миссури. То, что на «экспериментальной» территории располагались жилые дома и школы, никого не останавливало, тем более пригород был бедный и населён преимущественно чёрными и цветными. Людям разъясняли: военные тестируют «дымовую завесу» на случай «русского вторжения». Обитатели Сент-Луиса массово умирали от рака и умирают до сих пор.
Слезоточивый газ использовали власти США при штурме ранчо Уэйко в Техасе, где окопались последователи проповеди «Ветви Давидовой». Это была тоталитарная секта, где практиковалось многожёнство, насилие над детьми и, вообще, в ожидании конца света там запасались всевозможным оружием. Сектанты отказались пропустить правоохранителей на ранчо для обыска, начали отстреливаться. Осада ранчо длилась 6 недель и закончилась штурмом с применением бронетранспортёров и пулемётов. Слезоточивый газ ФБР применило «во избежание кровопролития». В итоге 76 трупов, в том числе дети. Вскрытие показало симптомы отравления цианидом, это побочный эффект применения газа CS.
В 2004 году морская пехота США выкуривала белым фосфором из подвалов в Фаллудже суннитских повстанцев. Стратегия называлась «Встряхни и испеки».
Белый фосфор — сверхгорючее химическое вещество: пока есть кислород, будет гореть безостановочно. Он не только сжигает кожу вместе с человеком. Он всасывается в кровь, вызывая головокружение, головную боль, брадикардию, тошноту, нарушает работу центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, печени, вызывает резкое нервное возбуждение с переходом в коматозное состояние.
Белый фосфор стоит на вооружении в армии США для освещения и создания дымовых завес. Травить им людей — запрещено. Но в 2004-м в Фаллудже травили.
Позже Саудовскую Аравию обвиняли в том, в том, что она использовала закупленный в США белый фосфор для химических атак в Йемене в 2009-м и 2016 годах.
В 2014-м и 2015 слезоточивым газом разгоняли протестующих в Фергюсоне, штат Миссури. Беспорядки на расовой почве начались там после того, как полиция застрелила чернокожего, но безоружного правонарушителя.
Кроме того, тем же газом CS разбирались с протестующими в Вашингтоне, в январе 2017 года. Всего чуть больше года назад. Как раз во время инаугурации 45-го президента США Дональда Трампа. Люди и впрямь буянили — били витрины, жгли машины.
Есть одна тонкость. Применение газа CS в ходе военных действий запрещено с 1993 года. Это военное преступление. Преступление против человечности.
Но для подавления беспорядков внутри страны, видимо, считается допустимым. Как говорили древние, «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». В том числе, если кто-то назначил в Юпитеры себя любимого.
Пожалуй, это всё, что стоит знать и помнить, когда слушаешь пассажи про «красную черту», «зверское химическое оружие» и «трогательную заботу о мирном населении Сирии», следствием которой становятся ракетные удары.
А ещё стоит помнить, что записные лицемеры так привыкают притворяться перед другими, что под конец начинают притворяться перед самими собой.