С начала блокировок мессенджера Telegram пишут про битву Павла Дурова с Александром Жаровым и цифровые Фермопилы. А может, это Одиссей победил Полифема?
Эпическое сражение Роскомнадзора с Telegram — с миллионами заблокированных IP-адресов, оказалось проблемой для всех, кроме, собственно, осужденного Таганским судом мессенджера.
Блокировки затронули конкурентов Telegram — мессенджеры Viber и Slack. Пострадали кумиры геймеров, в частности, Nintendo Switch и Xbox. У кого-то не открывался даже Microsoft Office. Временно зависла онлайн-продажа билетов на сайте Музеев Московского Кремля. Что уж говорить о сбоях на кассах в «Магнитах», «Дикси» и обыкновенных ларьках, если «прилёг» сам Сбербанк?
В чёрный список Роскомнадзора попали «ВКонтакте», Twitter, Facebook, «Одноклассники». Под удар роскомнадзоровской дубины угодили сотни интернет-магазинов и прочих сетевых сервисов вроде регистрации авиапассажиров, уроков on-line и покупки полисов ОСАГО.
Telegram стоял и впрямь, как спартанцы при Фермопилах, если верить легенде. Дуров весело и дерзко перемонтировал старое кино про последние дни в бункере Гитлера, производства ГДР.
Однако битва полководца Роскомнадзора Александра Жукова и полководца Telegram Павла Дурова — не Фермопилы, где согласно легенде горстка благородных храбрецов противостояла неисчислимому грозному воинству поработителей. И не сражение добра с бесспорным злом вроде фашизма.
Это, скорее, стычка Одиссея с циклопом Полифемом, в которой нет белых и пушистых, чёрных и колючих, однозначно правых и виноватых. Просто новый мир, зачастую несправедливый и подлый, противостоит миру уходящему, такому же несправедливому и подлому, но вдобавок архаичному.
Одиссей, если вдуматься, вовсе не рыцарь без страха и упрека, а довольно коварное и эгоистичное создание. Грязная уловка с троянским конем, готовность лгать, убивать своих и воровать ради общей победы. Одиссей и его спутники задолго до появления ордена иезуитов жили под девизом «цель оправдывает средства». Первое, что пришло им в голову, когда они оказались в пещере Полифема, — запастись сыром и простоквашей, которые имелись у рачительного фермера-циклопа. Иными словами, совершить деяние, которое во все века квалифицировалось как кража. Кража не состоялась лишь из-за любопытства Одиссея, пожелавшего воочию лицезреть легендарного одноглазого гиганта. Одиссей рассчитывал на законы нового мира, которые предполагали вежливое обращение с гостями и даже обмен подарками.
Свирепый Полифем, обнаружив в своем жилище незваных гостей, отказался следовать этим новым законам. В его мире было принято уничтожать чужаков от греха подальше. Не возбранялось также употреблять их в пищу, особенно в голодные времена. Это было рационально и выгодно. До поры.
Если пользоваться терминологией Карла Маркса, Полифем жил при первобытнообщинном строе, где любой чужак — бесполезный пожиратель пищи и угроза для племени. Нет чужака — нет проблемы.
Одиссей — пришелец из нового мира. Там уже умели торговать, обмениваться знаниями и изобретениями, организовывать длительные торговые и военные экспедиции. Там зарождалась мировая торговля — пока в пределах Средиземноморья, процветали ремёсла и искусства, а чужаков стоило по мере сил и возможностей привечать как возможный источник прибыли.
Конфликт между Одиссеем и Полифемом не имеет отношения к истине и справедливости, точно так же как не имеет отношения к истине и справедливости битва Жарова и Дурова. И тут и там у каждого своя правда. Попытки Роскомнадзора заблокировать Telegram со всеми ссылками на решения судов, антитеррористическую составляющую и требованиями получить несуществующие ключи для дешифровки личных сообщений пользователей — отрыжка первобытнообщинного строя в постцифровую эру.
Полифем был в своём праве, когда начал пожирать на завтрак и на ужин спутников Одиссея. Законы старого мира он не нарушал.
Одиссей ответил по законам нового мира. Обиженные гости ослепили жестокосердного хозяина, хладнокровно выслушали его упреки, с усмешкой наблюдали, как этот слепец крушит всё подряд в собственной пещере, а потом тихонько выбрались из узилища, спрятавшись в подбрюшье баранов Полифема, тогда как слепец из прошлого, выпуская свое стадо на пастбище, уныло ощупывал бараньи холки.
Совсем как вооружённый решением Таганского суда Роскомнадзор крушил Рунет, блокируя всё подряд, а коварный Дуров ускользал в никуда с помощью своих цифровых овечек, бесконечной смены IP-адресов и push-сообщений.
Старый мир проиграл сражение с новым миром, как свирепый Полифем вчистую проиграл хитроумному Одиссею. Просто потому, что новый мир — это всегда Mare interbibere. Море, которое нельзя выпить даже по решению Таганского суда и при содействии ФСБ.