Солнце зашло на востоке, Луна рухнула в Дунай, на конкурсе «Мисс Америка» отказались от дефиле в купальниках и вообще решили не оценивать внешность участниц. Дожили.
Классический duck-test, утиный тест «на очевидность», прост и понятен: если нечто выглядит как утка, ходит как утка, плавает как утка и крякает, как утка, то это, очевидно, утка.
Утиный тест для конкурсов «Мисс мира», «Мисс Вселенная», «Мисс Америка» и прочих аналогичных выглядит следующим образом: если есть много красоток, дефиле в купальниках, в вечерних платьях, изящные причёски, умелый макияж, элегантные шутки, призывы заниматься благотворительностью и корона победительницы в финале — это, по всей вероятности, «Мисс Америка» или похожее мероприятие. Третьего не дано.
И как гром среди ясного неба! На «Мисс Америка» в рамках толерантности, в результате победы феминизма и в знак протеста против объективации женщин, дефиле в купальниках отменяется вовсе. Вместо показа обязательных вечерних туалетов — демонстрация нарядов по выбору девушек, пусть ходят по подиуму в одежде, которая раскрывает их внутренний мир, даже если это драные джинсы или мантия гота.
Такими теперь будут содержательная свобода, толерантность и душевная чуткость.
Изумлённую публику оповестила о переменах Гретхен Карлсон, которая в 1989 году получила корону «Мисс Америка», блеснув в бикини и платье Haute Couture, а сейчас возглавляет попечительский совет Miss America Organization. «Мы больше не бессодержательное шоу. Мы — соревнование», — заявила Карлсон в эфире передачи Good Morning America на телеканале АВС.
И чуть уточнила в твиттере:
JUST IN: We will no longer judge our candidates on their outward physical appearance. That’s huge. And that means we will no longer have a swimsuit competition. — GretchenCarlson on the major changes coming to @MissAmericaOrg https://gma.abc/2HlRrco
В переводе это звучит еще более решительно: «Мы далее не будем оценивать участниц по внешности и физическим параметрам. Это грандиозно. И это значит, что не будет соревнования купальников». А значит, «больше никаких оценочных суждений по внешности, нас интересует внутренний мир участниц». Поэтому вместо дефиле в купальниках девушек ждёт интерактивное общение с членами жюри.
Звучит невероятно прогрессивно. Наконец-то, скинули с корабля современности ненавистную объективацию.
Но остаются вопросы.
Во-первых, что подразумевается под «интерактивным общением с жюри»? Лёгкий и остроумный флирт? Разговоры о пользе благотворительности и мира во всём мире? Обсуждение талантов участниц, исполненных ими песенок и танцев?
Интеллектуальная составляющая такого рода уже давно в программе «Мисс Америка»: в «интервью» девушки должны показать своё умение поддерживать беседу, удачно и остроумно отвечать на вопросы.
Во-вторых, что это будет за жюри? По-прежнему актёры, певцы, модные дизайнеры, главные редакторы глянцевых журналов, кинорежиссёры и бизнес-воротилы вроде Харви Вайнштейна и Дональда Трампа? Собственно те, кто зарабатывает на той самой «объективации». Это с ними надо будет «интерактивно» общаться? И это будет объявлено победой феминизма? Ликвидацией объективации?
Немного научных определений от специалистов по гендерной тематике: «объективация — процесс опредмечивания женщины, сведение её к картинке, к абстрактному образу, искусственно наделённому рядом характеристик, которые отвечают интересам мужчин», «женщину рассматривают как объект, предмет в пространстве, который можно использовать в качестве ресурса для развлечения, удовлетворения сексуальных потребностей или для бизнеса». Один из стереотипов объективации — «все женщины хотят быть красавицами с идеальными пропорциями и чертами лица».
Собственно, этот стереотип — фундамент всех конкурсов красоты от «Мисс МВД» до «Мисс Вселенная», где заправлял до недавнего времени Дональд Трамп. «Мисс Америка», «Краса России» или «Мисс Сыктывкар» — объективация в химически чистом виде.
Все эти мероприятия — квинтэссенция объективации и иными не могут быть по определению. Соревнования красавиц — это переосмысление в эру капитализма и телевидения древнего тезиса «женщина — украшение мужчины», «женщина — украшение мира», «нравиться и угождать — предназначение женщины».
Эти конкурсы про женщину, которая, как героиня Маргарет Митчелл, веками «…знала цену своей улыбке и игре ямочек на щеках, умела пройтись на цыпочках так, чтобы кринолин соблазнительно заколыхался, и, поглядев в лицо мужчине, быстро опустить затрепетавшие ресницы, как бы невольно выдавая охватившее её волнение».
Конкурсы красоты — это поставленное на поток и максимально монетизированное умение «колыхать кринолином, трепетать ресницами и играть ямочками на щеках». Просто патриархальные воззрения на роль женщины в обществе перевели на капиталистические рельсы.
Впервые «Мисс Америка» устроили в Атлантик-Сити в 1921 году именно как конкурс для девушек в купальниках. Оценивалась красота участниц в целом, а также совершенство и пропорциональность их «составных частей». Самым важным считалось лицо — за него давали до 15 баллов. За красивые грудь, руки или талию можно было получить до 10 баллов. Строгое жюри было придирчивым.
Мне лично конкурсы красоты не нравятся. Я отчего-то верю в то, что красота многолика, и искать её надо в глазах «смотрящего». А любая попытка красоту унифицировать попросту её губит. Любой конкурс — неизбежная унификация, ведь невозможно сравнивать солёное и пушистое, оперу и сливы, архитектуру и рубаи Омара Хайяма.
Кроме того, на любых конкурсах неизбежны ограничения. Только таксы, только лабрадоры, только собаки, только лошади, только незамужние девушки. На «Красу России», к примеру, попадут лишь те, у кого рост не менее 173 сантиметров, возраст от 18 до 23 лет, нет вредных привычек, татуировок, а в анамнезе нельзя найти эротических фото и видео, судимостей и мужа.
На «Мисс Америка» отбирают примерно по тем же критериям. Главная попечительница конкурса может сколько угодно рассказывать об отмене дефиле в купальниках, рассуждать о том, что участниц будут оценивать не по внешнему виду, а по умению общаться с жюри, жизненным устремлениям и душевным качествам. Суть конкурса красоты от этого не изменится.
Отказ от дефиле в купальниках на «Мисс Америка» — это не победа над объективацией, а просто попытка утки перестать крякать и плавать, но остаться при этом уткой, которая несёт золотые яйца.
Если Гретхен Карлсон действительно волнует внутренний мир девушек, их интеллект, их уровень знаний и прочие таланты, то ей надо распустить попечительский совет Miss America Organization, а вместо «Мисс Америка» — устраивать литературные конкурсы, олимпиады по физике и математике, музыкальные фестивали и прочие мероприятия, где оценивают знания и таланты, причём допускать к состязаниям не по гендерному признаку.
Сейчас в заявлении об отказе от дефиле в купальниках нет ничего сенсационного и даже ничего личного, просто бизнес. Просто попытка спасти «Мисс Америка» в эпоху #metoo и политкорректных гонений на Харви Вайнштейна со товарищи…