В новой коллекции, которая называется «1918 год» и с которой можно познакомиться на портале Президентской библиотеки, собраны уникальные книги и документы начала Гражданской войны.
«Генерал Деникин, — цитируем генерала Петра Краснова по сборнику «Начало гражданской войны» (1926), — если его не подопрут иностранцы, должен был потерпеть крушение. Боролись добровольцы и офицеры, т.е. господа и буржуи против крестьян и рабочих, и, конечно, за крестьянином стоял народ, стояли силы, за офицерами — только доблесть. И сила должна была сломить доблесть».
Редкая книга — одна из многих, составивших обширную коллекцию Президентской библиотеки «1918 год».
В силу многих обстоятельств 1918-й стал одним из ключевых в истории России. Представленная на портале Президентской библиотеки коллекция «1918 год» посвящена основным событиям этого периода: от созыва и разгона Учредительного собрания до захвата власти адмиралом Александром Колчаком в Омске, аннулирования Брест-Литовского мирного договора после начала революции в Германии и подписания Компьенского перемирия, которое прекратило боевые действия в Первой мировой войне. Материал представлен в тематических разделах, расположенных в хронологическом порядке. В основе их построения лежит принцип «от общего к частному», позволяющий поэтапно и детально рассмотреть проблематику того времени. Недавно коллекцию дополнили разделы «Иностранная военная интервенция в Россию» и «Национализация промышленности».
«Всероссийское учредительное собрание» — эта «коллекция в коллекции» посвящена 100-летию со дня созыва Учредительного собрания, которое могло стать поворотным пунктом русского исторического развития. В России идея Учредительного собрания впервые вошла в программные документы декабристов. Революционные события 1917 года предоставили возможность реализовать недостижимую прежде мечту. В коллекции «Всероссийское учредительное собрание» представлен не один десяток работ, готовивших общественное мнение к переходу от монархии к парламентаризму: «Почему и зачем будет созвано Учредительное Собрание?» С. Абакумова, «Русское учредительное собрание» К. Бархина, «Что такое Учредительное собрание и чем оно будет заниматься?» В. Икова и другие.
В сознании российского общества мало-помалу укоренилось представление, что Учредительное собрание способно разрешить все насущные государственные проблемы и назревшие конфликты. Впрочем, варианты концепций собственного конституционализма, национальной формы парламентаризма ещё со времен Французской революции волновали народы и приветствовались во всех странах. Россия, однако, стала исключением из правил. Вместо консолидации различные партии начали подвергать сомнению идею создания Учредительного собрания. Партии умеренного и правого толка считали монархическую систему власти вполне адекватной ситуации в стране. Анархисты отрицали саму идею представительства и призывали к спонтанной самоорганизации в профсоюзы и советы во имя утверждения «анархического коммунизма». Владимир Ленин называл собрание «либеральной затеей». Но маховик выборов уже был запущен Временным правительством, чему есть документальные подтверждения из фонда Президентской библиотеки: «Канцелярия Временного Правительства. Постановления и проекты постановлений Временного правительства о порядке выборов в Учредительное собрание. Копии. 1917», «Поиском здания и его приспособлением под собрание занялся учрежденный 24 мая (6 июня) 1917 г. при правительстве специальный комитет» и другие.
В выборах в Учредительное собрание, проходивших в ноябре 1917 года, по данным 67 округов, приняли участие 44 433 309 человек. За большевиков было отдано около 25 процентов голосов, за мелкобуржуазные партии эсеров, меньшевиков и другие — около 62 процентов, за кадетов — около 13 процентов. ВЦИК назначил открытие Учредительного собрания на 5 (18) января 1918 года. В Петрограде было введено военное положение. Состоявшаяся манифестация в поддержку собрания была расстреляна.
В таких условиях к 16 часам вечера в назначенный день делегаты собрались в здании Таврического дворца. Большевики и левые эсеры призвали сосредоточить внимание на обсуждении и утверждении составленной Лениным «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Однако была утверждена повестка заседания, предложенная правоэсеровской фракцией, в составе которой были вопросы о мире, о земле, о форме государственного устройства России. В третьем часу ночи фракция большевиков в знак протеста против отказа делегатов утвердить «Декларацию» покинула заседание. К ним присоединились левые эсеры.
В 4 часа 40 минут утра начальник охраны анархист Анатолий Железняков предложил депутатам разойтись, указывая на то, что караул устал. Тем не менее председатель Виктор Чернов, несмотря на отсутствие кворума, успел провести голосование основных положений закона о земле, провозглашавшего землю общенародной собственностью. Было принято обращение к союзникам по поводу заключения справедливого всеобщего мира, а также постановление о государственном устройстве, согласно которому Россия становилась Российской демократической федеративной республикой. Делегаты разошлись, постановив собраться в тот же день в 17 часов вечера. Однако к тому моменту они нашли двери дворца запертыми и под усиленной охраной. В тот же день был опубликован декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания.
Тем временем приближалось время первого Кубанского похода Добровольческой армии, вошедшего в историю под названием «Ледяной» – он запечатлён во всех подробностях в коллекции «Первый Кубанский («Ледяной») поход Добровольческой армии» (проходил с 22 февраля 1918 по 13 мая 1918 г). Противостояла белым Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). С организационно-идеологическими положениями об армии можно познакомиться в издании «Декреты, положения и приказы по Красной Армии». Генералы Лавр Корнилов и Михаил Алексеев приняли решение отойти на юг, в направлении Екатеринодара…
Финал известен — эта трагическая страница отечественной истории отражена в мемуарах Антона Ивановича Деникина «Очерки русской смуты. Т. 2» и других источниках.