О чём шумите вы, чиновные витии?

Сергей Ачильдиев
Сентябрь28/ 2018

Вчера несколько высших российских чиновников говорили о бедности и борьбе с ней. Несомненно, это самая жгучая и постыдная проблема России. Но, увы, ничего внятного мы так и не услышали. 

 

Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин, выступая в Госдуме, не скупился на цифры. В России, сказал он, 19,3 миллиона человек, то есть 13,2 процента населения, имеют доход ниже прожиточного минимума. В последние четыре года реальные доходы россиян снизились на 11 процентов, но в этом году доходы поднимутся — только «за восемь месяцев они выросли на 2,6 процента». И, наконец, в минувшем году — после двух лет, в течение которых пенсионеры потеряли в деньгах 7,3 процента, — рост размера пенсий стал положительным, а всё потому, что «в прошлом году произошёл положительный разворот в российской экономике, начали набирать темпы роста». 

Спасибо, конечно, Алексею Кудрину за интересную, обнадёживающую статистику. Миллионы бедняков и пенсионеров, читая эти строки, испытали прилив радости, если не сказать счастья.  

Вот только не очень понятно: с чего это вдруг председатель Счётной палаты занялся публичной аналитикой российской экономики? Откуда он взял эти цифры, и в какой мере им можно верить? Возглавляемое Кудриным ведомство, как написано в законе, отвечает совсем за другое — за правильное, экономное и эффективное расходование государственных средств. Может, Алексей Леонидович уже примеряет на себя какую-то высокую должность в правительстве?.. 

Первой отреагировала на кудринскую попытку занять чужую поляну вице-премьер Татьяна Голикова. Та самая Голикова, которая ещё до нынешнего лета сама занимала кресло главы Счётной палаты, но тогда не позволяла себе рассуждать, сколько у нас бедняков и когда их станет меньше. 

Теперь Татьяна Алексеевна в тот же день прилюдно осадила Кудрина, как неопытного юнца. Оказывается, данные, приведённые Алексеем Леонидовичем, относятся к 2017 году и давно уже устарели. На самом деле за январь-август этого года рост реальных доходов россиян составил не 2,6, а всего 2,2 процента, но Минэкономразвития ожидает, что к концу года этот показатель, по сравнению с прошлым годом, увеличится на 3,4 процента. Правда, о том, как этот оптимистический прогноз повлияет на уменьшение числа бедных, вице-премьер почему-то умолчала. 

Как не сказала она ни слова и о том, откуда вообще могут взяться бедные в стране, которая богаче всех в мире территорией, выходом к морям и океанам, реками, озёрами, пресной водой, лесом, любыми ископаемыми и многонациональным, талантливым народом. 

Ещё дальше пошёл премьер-министр Дмитрий Медведев. Вчера же информагентства растиражировали его заявление: «Одна из основных наших задач — это рост пенсий выше инфляции, что является национальной целью. Все деньги от повышения пенсионного возраста должны пойти именно на решение этой задачи» Дмитрий Анатольевич напомнил, что пенсионная реформа предполагает повышение пенсий на 1 тысячу рублей в год, а значит, к 2024 средний уровень пенсий в стране достигнет 20 тысяч. 

Однако и тут сплошные неясности. В середине этого года средний размер пенсий в России составил 13345 рублей. Но это, повторяю, средняя температура по больнице. Есть пенсии и по 8 тысяч, а, к примеру, пенсионное обеспечение депутата Госдумы — 46 тысяч 626 рублей (если депутатствовал  от пяти до десяти лет) и даже 63 тысячи 581 рубль (при депутатстве в десять лет и более). Таким образом, освежив в памяти школьный курс арифметики, получаем следующее. У кого сегодня пенсия ощутимо больше средней, тот выше роста инфляции никак не прыгнет, а у кого ниже — тот, конечно, обгонит инфляционный рост, но как был бедняком, так им и останется, ведь в ближайшие пять лет 8-тысячная пенсия вырастет лишь до 12 тысяч и не обскачет реальный рост цен. Ну, а если инфляция вырвется из указанных ей четырёх процентов, тогда и пенсионеры-депутаты не зашикуют. 

Правда, Дмитрий Анатольевич тут же пообещал, что дополнительные пенсионные средства граждан будут формироваться с помощью механизма индивидуального пенсионного капитала.  И прибавил: «Будем вырабатывать стимулы для создания корпоративных пенсионных систем» 

Но и это понять трудно. Во-первых, какое отношение эти механизмы-стимулы имеют к тем, кто уже сейчас находится на заслуженном отдыхе или очутится там в ближайшие годы? А, во-вторых, как может заработать такой механизм и какими должны быть стимулы, если пенсионная накопительная программа появилась у нас в стране в 2002 году, а через двенадцать лет средства, накопленные по этой системе, были заморожены правительством, которое и тогда, в 2014-м, возглавлял Дмитрий Медведев? 

…Ну, в общем, за один день все трое наговорили всякого, а что хотели сказать, так и осталось не понятным. То ли мыслили показать нам, что стараются, из кожи вон лезут. То ли, сами о том не догадываясь, невольно показали, что за столько лет не одолели в стране бедность и теперь получается не ахти… 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

тринадцать − семь =