Многое из того, что делают сегодня экологи-волонтёры, приносит не пользу, а вред. И это при том, что на самом деле перед экологами стоит немало по-настоящему важных задач.
…А кпд — ниже плинтуса
Кто из нас не видел телерепортажи о том, как экологи-волонтёры сажают в парке деревья. Благородное дело, к тому же на голом энтузиазме. Молодцы!
Но стоит узнать, что деревья в этом парке сажали по указанию чиновников, которые должны были это сделать уже давно, поскольку тогда на это выделялись деньги, — как наша радость улетучится.
А ведь по той же причине волонтёры нередко сажают деревья и в лесополосах. И с тем же коэффициентом полезного (точнее сказать, бесполезного) действия энтузиасты-экологи убирают в парках, лесочках, на берегу рек за любителями пикников. В следующие выходные горе-отдыхающие вернутся на облюбованное место, а, увидев, что за ними прибрали, воспримут это как должное и оставят после себя ещё больше мусора. К тому же на уборку зелёных зон чиновникам тоже выделяются средства.
Фактически местные власти нанимают общественные организации для выполнения собственных функций, причём задарма. При этом не только волонтёрство низводится до профанации, но и непонятно куда деваются государственные, муниципальные средства.
Вершиной «зелёной» деятельности считаются протестные акции. Но они также малоэффективны, ведь их зачастую проводят по принципу «только не в нашем дворе». Защищается обычно своё родное место обитания. Поэтому против вывоза бытового мусора из Москвы в Архангельскую область протестуют жители Архангельской области — но не москвичи, которых совесть должна была призвать присоединиться к протестующим.
Ещё одна проблема в том, что протестующие почти никогда не предлагают реальные альтернативы экологически вредным проектам. Противники мусоросжигания протестуют против МСЗ, но не лоббируют постройку безопасных литификационных мусороперерабатывающих заводов. Возможно, они в большинстве своём даже не знают о безопасных способах переработки бытового мусора.
В общественном сознании сложилось мнение, что большее — невозможно, что на самом деле охрана природы — это такая социальная игра, способ обратить на себя внимание, продвинуться по карьерной лестнице, «совершить прыжок в политику»…
Поиск предназначения
В действительности главная задача — понять, для чего тот или иной природный объект, а затем — как придать ему ещё больший, новый смысл. При этом показатели успешности этой работы — сугубо экономические: рост товарооборота на рассматриваемой территории, собираемости налогов и количества рабочих мест с высокой зарплатой, увеличение валового регионального продукта (ВРП), в том числе — на душу населения, и т.д. Иными словами, настоящий успех акций общественных зелёных организаций оценивается улучшением жизни граждан, причём как по количественным, так и по качественным показателям.
Чтобы достичь таких результатов, можно работать по разным направлениям. Но основное — брендирование территории. Часто этот термин понимают лишь как основу для развития туризма. Однако на самом деле в нём должны быть заложены пути достижения счастья местными жителями, исходя из особенностей местности. Счастье в данном случае понимается как возможность достижения всех ступеней пирамиды потребностей Маслоу без необходимости переезда за пределы региона.
Успешным брендингом в России прославился, например, город Мышкин Ярославской области. Живут в нём всего 6 тысяч человек, а принимает он ежегодно до 140 тысяч туристов, которые и обеспечивают городу основной доход. В Мышкине нет промышленности, кроме завода по изготовлению валенок, зато там более 15 музеев, среди которых — знаменитый «Музей Мыши», более 10 гостиниц в самом городе и ещё около 30 — в окрестностях.
Великий Устюг получил всероссийскую известность как «родина Деда Мороза». После появления этого бренда за первые три года число туристов, посещающих этот город, выросло с двух до 32 тысяч в год, и теперь эта цифра перевалила за 200 тысяч. А товарооборот в городе за семь первых лет существования бренда вырос в 15 раз.
Успешен стал бренд «гусиная столица России» для Олонца. Пролёт гусей на север местные жители отмечают как городской праздник. Туристы, приезжая посмотреть на гусиные стаи, кормящиеся на местных овсяных полях, оставляют деньги и в гостиницах, и в кафе, и в сувенирных лавках…
Как показывает практика, проблема брендирования по силам только всему сообществу горожан — местным краеведам, чиновникам, представителям научной среды, писателям или художникам. При этом общая задача муниципальных властей и общественников — превращение событий в продукт. А необходимое условие — реальное понимание того, что они могут представить Urbi et orbi.
В Ленинградской области благодаря успешному брендированию развивается кольцо из 11 монастырей в восточных районах региона. Монастыри становятся не только очагами духовно-религиозной жизни, но и «точками экономического роста». Притягивая десятки тысяч паломников, они создают предпосылки для развития ремесленных мастерских, сельскохозяйственных предприятий, гостиниц, кафе, культурных центров, служат точками развития художественной самодеятельности и краеведения…
Кроме брендирования, общественные организации часто прибегают к составлению схем самообеспечения территории — для начала собственными возобновляемыми энергоресурсами.
При этом учитываются не только уже навязшие в зубах солнечные батареи и ветродвигатели, которые надо покупать за рубежом. Больше возобновляемой и экологически чистой энергии легче получить не от Солнца, которого мало в наших северных широтах, а научившись использовать все отходы от лесозаготовок и лесообработки, перегоняя их в жидкое топливо или древесный уголь. Борщевик, перегоняемый на биоэтанол, мог бы полностью избавить Ленинградскую область от закупок ископаемого топлива. Тепловые насосы, работающие на разности температур даже в сильный мороз, избавили бы малые города и деревни от необходимости поддерживать убыточные котельные.
Внедрение полной переработки твёрдых бытовых отходов в искусственный щебень методом литификации (окаменения) превратило бы отрасль обращения с отходами в прибыльную. Разработка отвалов, образовавшихся при добыче бокситов, способна вывести 47-й регион на первое место по торговле редкоземельными элементами …
Ну, а следующим шагом будет создание альтернативной схемы развития территории на основе экологических принципов устойчивого развития. И это — основная задача для общественных зелёных организаций.
Экологическая политика
Впрочем, понять предназначение местности, вербализировать смысл её существования — всего полдела. Кроме этого, необходимо создать нравственные и достойные модели поведения людей при условии нарастания глобального экологического кризиса. И этим, кроме общественных организаций экологической направленности, тоже никто заниматься не будет. Во всяком случае, именно от эко-НКО должен исходить общественный заказ на подобную работу.
Прежде всего, нам предстоит борьба с массовыми представлениями о том, что ресурсов в мире достаточно для десятков миллиардов человек — всё дело лишь в том, чтобы наладить их справедливое распределение. Это отрицание конечности и резкой ограниченности ресурсов земного шара служит для обоснования необходимости создания всемирного правительства и резкого ограничения суверенитета отдельных стран, в том числе нашей страны, ради мифического «спасения» человечества.
Серьёзные экологи, опирающиеся на данные науки, отлично знают, что невозможно спасти человечество без резкого сокращения его численности и приведения уровня потребления ресурсов в соответствие с ресурсами Земли.
Ещё одна задача — создание идеологий автономизма, развитие местного патриотизма, местной идентичности. При этом крайне важно не сползать ни в идеи расового или национального превосходства, ни в ограниченность национально-культурных гетто. Разумеется, идеологии автономизма должны опираться на технические достижения, позволяющие каждой конкретной местности жить исключительно за счёт собственных ресурсов, не превышая «экологический след», управляя либо численностью населения, либо количеством потребления, либо применением технологий…
Мировая история даёт нам неопровержимые доказательства того, что каждые полторы тысячи лет наступает кризис существующих цивилизаций, который завершается сменой цивилизационного вектора. Последний такой кризис, имевший в своей основе экологические причины, произошёл как раз полторы тысячи лет назад и получил название Великого переселения народов. Этот катаклизм вызвал гибель древних цивилизаций Китая, Индии, Северной и Южной Америки, а также Античного мира. Нынешний кризис будет глобальнее прошлых, и сокращение населения прогнозируется даже более, чем на порядок.
Мы должны быть готовы к тому, что грядущие обитатели Земли будут судить о нашем времени, возможно, именно по нашему поведению перед лицом экологической катастрофы.
Цивилизация в её нынешнем состоянии и облике неминуемо погибнет в ближайшем будущем, все наши меры по управлению экологическим кризисом уже опоздали. Но у нас всегда остаются достоинство и честь.