«Валюту будут изымать», «Доллары вернут в рублях» — пугает пресса. «Неужели это правда?» — мучается вкладчик, ещё помнящий павловскую реформу 1991-го и дефолт 1998-го…
Хватай и беги!
Сотни тысяч из нас имеют инвалютные вклады в отечественных банках. У кого-то — полмиллиона долларов, у кого-то — полтысячи. Но каждый при слове «дедолларизация» — несуразном, пугающем, совершенно не-вы-го-ва-ри-вае-мом нерусском слове — вздрагивает, и у него портится настроение.
Чтобы не вздрагивать и не портить себе настроение, многие сочли за благо забрать эти зарубежные деньги и хранить их в иностранных финансовых учреждениях или просто дома. За август объём инвалюты на счетах клиентов трёх ведущих банков — Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка — сократился на 7,4 миллиарда долларов. В сентябре — ещё на 2 миллиарда. Только в августе и только из Сбербанка клиенты вывели 1,1 миллиарда долларов. В результате уже к октябрю запасы иностранной валюты в отечественных банках — как государственных, так и частных — упали до исторического минимума — 85 миллиардов долларов.
За октябрь банки потеряли ещё 500 миллионов долларов. А всего за десять месяцев этого года потери составили 16 миллиардов долларов.
В конце концов, банки спохватились и резко увеличили ставки по долларовым депозитам — с десятых и сотых долей процента до 2,2–3,95 процента. По оценкам экспертов, это, конечно, не вернуло ушедших вкладчиков, но, по крайней мере, стабилизировало ситуацию.
Тут надо уточнить: речь не о богачах, а о рядовых пенсионерах, которые не один год переводили в доллары откладываемые на чёрный день рубли, о среднем классе, собиравшем деньги на покупку недвижимости, о родителях, старавшихся накопить ребёнку на учёбу в вузе… Иначе говоря, о тех, кто таким образом пытался защитить свои кровные от кризисов и обвалов нефтяных цен.
А деньги миллионеров, как свидетельствуют исследования «Private Banking в России», проведенные компанией Frank RG в нынешнем году, — это совсем другие доллары. Этих миллионерских долларов в пять с лишним раз больше — 455 миллиардов, причём в российских банках — лишь треть, 140 миллиардов, а остальное богатеи предпочитают хранить за рубежом.
Бойся не чужих, а своих
Что же нынешним летом и в начале осени вдруг заставило десятки тысяч наших сограждан закрывать свои валютные счета в отечественных финансовых учреждениях? Может, эти люди перегрелись на солнце или на них нашло какое дурное поветрие?
Эксперты финансового рынка объясняют случившееся двумя причинами — угрозой ожидавшихся в ноябре новых американских санкций, которые должны были ограничить долларовые операции российских банков, а также разговорами в медийном пространстве о «необходимости избавить, наконец, нашу экономику от доллара».
Время показало, что вкладчики больше испугались не американцев, а своих же. После того как в ноябре санкций против финансовой системы России не последовало, граждане не повалили гурьбой снова вкладывать свои доллары в родные банки.
Понять нашего вкладчика легко. Когда депутаты, чиновники высокого ранга, финансисты рассуждают вслух о том, как хорошо было бы жить без доллара, обладатели этих самых долларов понимают — это по ним звонит колокол. А что ещё прикажете думать после того, как в июне нынешнего года на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге Андрей Костин, глава ВТБ (второго, между прочим, банка России!) заявил: «Пора с долларом начинать бороться в мировом масштабе на самом деле».
В сентябре в интервью Business FM Андрей Костин сказал, что в случае предстоящих в ноябре американских санкций рассматриваются разные варианты выполнения обязательств перед клиентами, в том числе конвертация долларовых вкладов в рубли «по текущему курсу». «Мы сегодня даже с компаниями, которым выдаём кредиты в долларах, делаем оговорку о том, что они могут быть возвращены в рублях, допустим, по курсу. <…> В чём проблема-то? Проблем нет», — объяснил Андрей Костин.
Оказалось, проблема всё-таки есть, и большая проблема, очень большая. Она заключается в том, что финансовый рынок крайне деликатен, и даже одно неосторожно брошенное слово может нанести колоссальный вред не только отдельным банкам, но даже всей банковской системе страны.
И глава Центробанка Эльвира Набиуллина, и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и вице-премьер Антон Силуанов публично заверяли россиян, что власть не обсуждала вариант принудительной конвертации долларовых вкладов и все разговоры о дедолларизации касаются только отказа от расчётов в американской валюте между компаниями тех государств, которые стремятся к реальной независимости от США. Но тщетно.
Нас не проведёшь. Мы знаем: если власти клянутся, что повышения цен не будет — значит, повысят, если уверяют, что денежная реформа не планируется — значит, жди её со дня на день, а если обещают, что срок выхода на пенсию не увеличат — значит, готовься жить долго…
Логика жизни и логика власти
И всё-таки, можно хранить доллары в наших банках или нельзя?
Попробуем рассуждать логически.
Первое. Если между Россией и государством Х добрососедские отношения, то почему бы их фирмам не рассчитываться друг с другом в национальной валюте. Теоретически это удобно и даже выгодно, поскольку будет способствовать дальнейшему росту взаимных деловых связей.
Правда, практически это чревато неудобствами. Скажем, китайская фирма, получив от российского партнёра рубли, вряд ли сможет расплатиться ими с французской фирмой. А в каком положении окажутся китайцы, когда в очередной раз рухнет цена на нефть и с ней упадёт российский рубль?
Так что ощутимой дедолларизации нашей экономики ждать не приходится, и, следовательно, внутри страны вводить её будет себе дороже.
Второе. Представим себе такую картинку: сегодня вечером появляется указ о том, что все частные вклады конвертируются в рубли и вообще, хождение иностранной валюты запрещается под страхом уголовной ответственности, как это было в СССР.
Уже завтра утром в крупнейших городах обнаружится огромный всплеск недовольства с плохо прогнозируемыми последствиями. Послезавтра появится долларовый чёрный рынок. А ещё через день начнётся массовый отток долларов за рубеж. И уже никогда в обозримом будущем — даже в случае отмены антивалютного указа — отечественные банки не получат от вкладчиков ни цента. А могли бы получить, и немало, ведь сегодня, по оценкам аналитиков, на руках у россиян 80 миллиардов наличных долларов.
Третье. США вряд ли введут против России санкции, ограничивающие банковские расчёты в долларах. С одной стороны, это было бы вредно самому американскому доллару, который держится только на том, что все в мире им пользуются. А с другой — это способно нанести непредсказуемый удар по экономике России, что и для США крайне плохо, ведь загнать огромную страну, имеющую в обилии современное оружие, включая атомное, смерти подобно. Все помнят, как развивались события в Германии в результате унизительного для неё Версальского договора и каким был испуг Запада, когда произошёл неожиданный развал ядерной державы под названием Советский Союз.
…Такова логика жизни. Вот только у сильных мира сего — причём далеко не только отечественных — зачастую оказывается своя логика, которая не всегда совпадает с нашей.